III. По способу организации


I. Классификация ИС по признаку структурированности решаемых задач

При разработке ИС возникают проблемы, связанные с формированием математических и алгоритмических задач от степени формализации зависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определенной степенью участия человека при принятии решения на основе полученной информации. Чем точнее математическое описание, тем выше возможность компьютерной обработки и меньше степень участия человека.

 

Различают3 типа задач, для которых разрабатывают ИС:


Задачи считаются структурированными, если лицу, принимающему решение (ЛПР), известны все их элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче можно установить точный алгоритм решения задач.

 

Задачи, по которым ЛПР не удается выделить отдельных элементов и установить связи между ними, называют неструктурированными.

Частично структурированные – это объединение 1-й и 2-й задач.

       
 
 
   

 


ИС для решения неструктурированных задач подразделяются на два вида. Первый из них ориентирован на обработку данных (поиск, сортировку, фильтрацию) формирует специальные управленческие отчеты. Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Второй вид ИС разрабатывает альтернативные решения и принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

ИС могут оказывать лицу, принимающему решения три вида поддержки: информационную, экспертную и модельную.

Информационная поддержка обеспечивает доступ пользователя к информации и ее частичную обработку. Функции информационной поддержки сводятся к обеспечению пользователя первичными данными и данными различной степени сжатия. (информация сжатого типа представляет собой вторичные или обработанные данные, получаемые в результате решения задач сортировки, фильтрации и т.д.)

На основе модельной поддержки, реализуемой через построение модели проблемной ситуации, пользователь может получить недостающую ему для принятия решений информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования. Модельная поддержка связана с предоставлением пользователю математических, статистических, финансовых и других моделей, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Основными функциями модельной поддержки пользователя являются:

¾ возможность работы в среде типовых экономико-математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «Как сделать, чтобы?», «Что будет, если?», анализ чувствительности и т.д.

¾ достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;

¾ оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;

¾ возможности графического отображения динамики модели;

¾ возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.

 

Экспертная поддержка также обеспечивает выработку и оценку возможных альтернатив, но не за счет использования моделей, а за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний

 

II. Классификация по масштабу:

1. Одиночные ИС;

2. Групповые ИС;

3. Корпоративные ИС.

Одиночные ИС – реализуется на автономных ПК и сеть не используется. Эта система содержит несколько простых приложений, рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих во время одно рабочее место.

Групповые ИС – ориентированы на коллективного пользователя, чаще всего строится на базе ABC; при разработке таких приложений используются БД SQL-серверы.

Корпоративные ИС – являются развитием для рабочих групп, ориентированных для крупных компаний и могут поддерживать территориально-разногенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких сетей характерна клиент-сервер.

При разработке таких систем могут использоваться те же серверы БД, что при разработке групповых ИС.

 

 

1. Система на основе архитектуры файл-сервер;

2. Система на основе клиент-сервер;

3. Система на основе многоуровневой архитектуры;

4. Система на основе Internet-технологий.