Историческое развитие семьи


Рекреационная функция.

Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя осо­бую терапевтическую роль. Она должна стать оазисом спо­койствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечи­вать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизнен­ного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духов­но-эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни тес­нейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи во­обще, на ее стабильность и в конечном счете на само сущест­вование брачной пары.

Понятно, что все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

 

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет определен­ные функции, исторически развивается. Проблема ее исто­рического развития является предметом многих теорий в рамках общественных наук. Особый интерес представляют результаты этнологических исследований американского Ученого Льюиса Моргана (1818 – 1881), который долгое время жил в одном племени североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в частности за род­ственными и семенными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

О своем исследовании семейных и родственных отношений Морган исходил из гипотезы, что в начальный период истории человеческого общества существовал полный промискуитет, т. е. половые отношения между членами общины не регулировались никакими нормами. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возникли определенные формы семейной жизни. Исходя из результатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана , большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Обще! характеристикой этого развития является сужение круп половых партнеров и укрепление связей, объединяющий членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей («дикой») ступе: ни человечества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развитие примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человек; было неведомо понятие родства в смысле его, человека, кров неродственной связи с отдельными членами группы, а понятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.

Многие социологи оспаривали существование промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой, обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит oграничение полового общения и начинают выделяться отделу ные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел возникновению особой формы семьи — кровнородственно!

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает лю­дей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи — пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Это­му типу семьи все еще присущ групповой брак, однако прин­цип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно ска­зать, что это — брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная се­мья, таким образом, представляет собой такую форму брач­ных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми ока­зываются устойчивые и продолжительные связи между од­ним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к по­явлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и вар­варства и в которой один мужчина живет с одной женщи­ной, а полигамия (т.е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья Делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возник­шей во времена разложения родового строя, появления ча­стной собственности и классов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть Расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуще­ством. Одновременно с укреплением моногамной семьи и процесс разложения старого родового строя и возникно­вения новых форм человеческих общностей.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых по­ловых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем по­ловом партнере личность, а не только объект для полового удовлетворения и продолжения рода. Разумеется, этот про­цесс имел свои особенности и детерминанты в определен­ные периоды развития общества и в отдельных общинах и сообществах.