Вопросы Эйлорта (Англия)


Метод контрольных вопросов. Цель метода — облегчить поиск решения задачи с помощью наводящих вопросов. Начиная с 20-х годов нашего столетия, списки таких вопросов предлагались многими авторами. Обилие вопросов в списках не означает, что ответы на каждый из них должны привести к новой идее. Если в результате работы с ними появится хотя бы одна интересная идея, можно считать, что вопросник свою задачу выполнил.

Методы активизации творческого мышления

Введение

Методы активизации творческого мышления

Введение

ЛЕКЦИЯ 8

Дисциплина: «ОПиПТ»

Специальность: 5В072400-«ТМиО»

Продолжительность: 1 час

 

Тема: Активизация творческого мышления

В настоящее время пополнение патентного фонда идет дву­мя путями. Первый — это изобретательская деятельность в на­учно-исследовательских институтах, конструкторских бюро и на предприятиях, организуемая в плановом порядке для целе­направленного поиска технических решений. Второй путь — это деятельность отдельных изобретателей в порядке личной ини­циативы и в соответствии с их индивидуальными представлени­ями о потребностях народного хозяйства. Та и другая изоб­ретательская деятельность осуществляется преимущественно интуитивно, в значительной степени методом проб и ошибок. Однако известен целый ряд методов целенаправленного поиска технических решений, основанных на активизации творческого мышления.

К основным методам развития творческого мышления относятся:

метод контрольных вопросов;

метод фокальных объектов;

метод гирлянд случайных ассоциаций;

метод конструирования Коллера;

метод мозгового штурма;

метод «морфологического ящика»;

синектика;

функционально-стоимостный анализ;

алгоритм решения изобретательских задач.

В предлагаемой разработке рассматриваются основные ме­тоды активизации творческого мышления, а также основные этапы оценки охраноспособности технических решений в ре­монтном производстве.

 

 

Вопросы А.Осборна (США)

1. Какое новое применение техническому объекту вы може­те предложить?

2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения?

3. Какие модификации технического объекта возможны?

4. Что можно увеличить в техническом объекте?

5. Что можно в техническом объекте уменьшить?

6. Что можно в техническом объекте заменить?

7. Что можно преобразовать?

8. Что можно перевернуть наоборот?

9. Какие новые комбинации элементов технического объекта возможны?

1. Перечислить все свойства и функции предполагаемого изобретения. Изменить их.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать изменить формулировки. Определить второстепенные задачи. Сформули­ровать аналогичные 'задачи. Выделить главное.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основ­ные принципы, новые предложения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономичес­кие, химические, молекулярные и другие аналогии.

5. Построить математическую и другие модели (модели точ­нее выражают идеи, чем аналогии).

6. Проанализировать возможность применения различных видов материалов и энергии: газа, жидкости, твердого тела, геля, пены, пасты и др.; тепла, магнитной энергии, электричес­кой силы, света, силы удара и т.д., различные длины волн, поверхностные свойства и т.п., переходные состояния - замер­зание, конденсацию; переход через точку Кюри и т.д., эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, ло­гические совпадения.

8. Выяснить мнение нескольких совершенно не осведомлен­ных в данном деле человек с помощью опроса.

9. Попробовать спровоцировать бурное групповое обсуж­дение во время застолья, выслушивая всех и каждую идею без критики.

10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шот­ландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное амери­канское, сложное китайское и т.д.

11. Не отвлекаться от проблемы — спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис и т.д.

12. Бродить среди стимулирующей обстановки: свалок лома, технических музеев, магазинов, просматривать различные жур­налы, в т.ч. и неспециальные.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материалов и т.д. для различных решений проблемы или раз­личных ее частей, искать пробелы в решениях или новые комбинации.

14. Определив идеальное решение, разрабатывать возмож­ные.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения време­ни: ускорить или замедлить процесс, изменить размеры, вяз­кость материалов и т.п.

16. Представить себя как бы внутри механизма.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, изъяв определенное звено из цепи, и таким образом создать нечто совершенно иное, как бы уводя в сторону от нужного решения.

18. Кто занимается данной проблемой и почему?

 

По исследуемому узлу

1. Для чего служит данный узел и, если его убрать, какие функции перестанет выполнять какая-либо деталь?

2. Как формулируются основные функции узла?

3. Как точнее назвать узел, чтобы название отражало суще­ство выполняемой им функции?

4. К каким областям техники можно отнести данный узел исходя из выполняемых им функций? Как там решаются подобные задачи и что указывается в справочниках по этому поводу?

5. Сколько функций выполняет узел и можно ли часть из них сократить.

6. Каким образом обеспечивается выполнение требуемых функций и нельзя ли обеспечить их еще как-нибудь?

7. Можно ли разделить узел на независимые поду злы?

8. Если узел разборный, нельзя ли его сделать неразборным или наоборот?

9. Какой элемент узла самый «слабый» и нельзя ли его отделить от узла?

10. Какое конструктивное решение в узле совершенно очевидно?

11. Что получится, если подвижную деталь сделать непо­движной, а неподвижную подвижной?

12. Какая деталь узла самая «главная» и нельзя ли оста­льные детали исключить?

13. Если узел работает непрерывно, что произойдет, если непрерывную работу заменить на «прерывную»?

14. Нельзя ли устранить холостые ходы в работе узла?

15. Какие факторы в работе узла наиболее «вредные», не­льзя ли их использовать?

16. Нельзя ли дорогой элемент заменить набором дешевых?

17. Нельзя ли заменить механическую систему электричес­кой, оптической, тепловой и т.д.?

18. Нельзя ли то, что в узле выполняется до сборки, выпол­нять при сборке?

19. Что необходимо для упрощения сборки?

20. Что получится с изделием, если узел будет совмещать действие с противоположным тому, которое он выполняет?

21. Что произойдет, если закрепить узел «вверх ногами»; повернуть его на 90°?

22. Как может измениться узел, если попытаться получить не 100% технического эффекта, а чуть меньше?

23. Сколько всего деталей в узле? Можно ли часть из них объединить?

24. Можно ли уменьшить* размеры узла?

25. Можно ли сделать менее жесткими технические требова­ния чертежа к узлу?

26. Можно ли заменить специальные детали узла стан­дартными?

27. Можно ли применить более экономный способ сборки узла?

28. Можно ли заменить винтовые соединения другими?

29. Можно ли заменить клепаные соединения другими?

30. Какие материалы необходимы для данного узла и что произойдет, если их заменить?

31. Узел вроде бы нужен в изделии, чем же все-таки он плох?

32. Что представлял бы собою «идеальный» вариант данного узла?

 

По исследуемой детали

1 Для чего нужна данная деталь, какие функции она выпол­няет в узле, в изделии?

2. Какая из функций основная и как ее сформулировать?

3. Можно ли сократить количество функций, выполняемых деталью?

4. Можно ли увеличить количество функций?

5. Каким другим способом можно обеспечить выполнение требуемых функций?

6. Какая деталь особенно влияет на себестоимость изделия в целом?

7. Соизмерима ли «полезность» детали с затратами на нее?

8. Если деталь изъята из узла, будет ли он работос­пособным?

9. Нельзя ли объединить деталь с другими деталями узла?

10. Можно ли заменить марку материала, его толщину?

11. Можно ли применить другой материал?

12. Можно ли уменьшить отходы или их использование?

13. Можно ли уменьшить размеры детали, массу?

14. Можно ли сделать менее жесткими допуски?

15. Можно ли заменить деталь стандартной, покупной?

17. Сколько требуется штампов, пресс-форм, чтобы изгото­вить деталь, и все ли они» необходимы?

18. Какой элемент детали «мешает» упростить процесс изго­товления?

19. Можно ли исключить какие-либо операции из технологи­ческого процесса?

20. Нельзя ли снять или уменьшить толщину гальвано­покрытия?

21. Нет ли нетехнологичных деталей?

22. Для чего нужны паз, выступ, зенковка и т п.

23. Какие элементы детали «не работают» на главную функцию?

24. Что в детали изнашивается?