Оперативное управление пассажирскими перевозками в прямом и местном сообщениях


Оперативное управление включает комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное использование пассажирского подвижного состава и пропускной способности железнодорожных направлений при наиболее полном и качественном удовлетворении потребностей населения в перевозках. К числу таких мероприятий относят оперативное регулирование: размеров движения пассажирских поездов; вместимости составов пассажирских поездов; нормы мест на прямую плацкарту и обратный выезд пассажиров; числа вагонов с переменным трафаретом и нормой мест для посадки пассажиров на линейных станциях, а также оперативную корректировку протяженности маршрутов следования пассажирских поездов.

В зависимости от ожидаемого характера изменения пассажиропотока, мероприятия по его освоению могут быть подразделены на две группы:

1) с изменением суммарной вместимости находящихся в обращении поездов;

2) с изменением размеров движения пассажирских поездов.

На практике чаще планируются мероприятия первой группы, так как обычно стараются максимально использовать вместимость уже находящихся в обращении поездов, а только затем ввести дополнительный поезд. Увеличение вместимости отдельных поездов, как правило, достигается за счет частичного изменения схемы формирования составов (путем замены вагонов одного типа другими, имеющими большую вместимость), прицепки факультативных вагонов, перехода на «летнюю» схему формирования составов.

Все перечисленные мероприятия вызывают изменение массы поезда и его провозной способности. Однако систематическое проведение некоторых мероприятий связано с переустройством существующих станций и сооружений.

Так, например, прицепка к составу факультативного вагона на некоторых станциях из-за недостатка длины приемо-отправочных путей вызывает приостановку маневровой работы в горловинах, задерживает прием и отправление других поездов.

Это ведет к необходимости удлинения путей и пассажирских платформ, переносу стрелок и реконструкции горловин, но одновременно позволяет освоить растущий пассажиропоток без увеличения размеров движения пассажирских поездов, т.е. на участках с ограниченной пропускной способностью отдалить во времени затраты на ее усиление.

Ввод в обращение пассажирского поезда дополнительного расписания вызывает съем грузовых поездов пассажирскими, увеличивает время их простоя под обгоном и скрещением, создает дополнительные затруднения на станциях, имеющих достаточное число путей для стоянок грузовых поездов под обгоном, увеличивает объем маневровой работы на пассажирских технических станциях, вызывает необходимость подбора дополнительных вагонов и штата проводников для их обслуживания.

Одна из основных задач оперативного управления - своевременное назначение и отмена дополнительных пассажирских поездов и прицепных вагонов. Планирование сроков назначения и отмены проходит в три этапа с разработкой планов:

- на предстоящий год – для составления нового расписания движения дальних пассажирских поездов;

- краткосрочных - для уточнения годового плана на периоды массовых перевозок пассажиров;

- оперативных – для корректировки краткосрочных планов по оперативным данным о ходе предварительной продажи билетов и населенности пассажирских поездов.

Планы назначения и отмены дополнительных пассажирских поездов и прицепных вагонов на предстоящий год разрабатывают в период подготовки нового расписания движения дальних пассажирских поездов, вводимого ежегодно в конце мая. В настоящее время этим занимается ОАО «Пассажирские перевозки».

Краткосрочные планы разрабатывают в период подготовки к массовым перевозкам пассажиров и заканчивают, как правило, за 2 месяца до наступления таких перевозок. Максимальная продолжительность планируемого периода соответствует летним перевозкам – 120 дней. Продолжительность остальных периодов варьируется в зависимости от расположения общевыходных дней по отношению к праздничным. Краткосрочные планы разрабатывают с учетом информации о состоянии пассажиропотоков и тенденциях их изменений в период, непосредственно предшествующий планируемому. Поэтому точность этих планов существенно выше годовых.

Оперативные планы разрабатывают при необходимости внесения оперативных изменений в схемы формирования пассажирских поездов, периодичность их курсирования, сроки назначения и отмены, определенные краткосрочным планом.

Решение задачи оперативного управления пассажирскими перевозками предполагает:

- анализ технической оснащенности расчетного направления с расчетом технико-экономических оценок всех возможных вариантов освоения пассажиропотока;

- анализ пассажиропотока на расчетном направлении и выявления закономерностей его изменения во времени;

- разработку, на основе проведенного анализа, вероятностной динамической модели прогноза поступления пассажиров на транспорт в различные периоды перевозок;

- выбор оптимального варианта освоения пассажиропотока по минимуму приведенных затрат и времени ожидания отправления пассажирами;

- оперативную корректировку плана освоения пассажиропотока в зависимости от конкретно сложившейся в предплановый период ситуации.

Анализ технической оснащенности расчетного направления производится с целью выявления максимальных возможностей по обеспечению перевозок пассажиров. При этом рассматриваются длины отдельных участков и их эквивалентные уклоны, количество путей на перегонах, а также на станциях для приема и отправления пассажирских поездов и стоянки под обгоном грузовых поездов; мощность и перерабатывающая способность пассажирских технических станций в пунктах формирования и оборота; средства связи при движении поездов по участкам направления; вид тяги, серия поездного локомотива и длина тяговых плеч по участкам направления, количество постоянных, летних и дополнительных поездов, заложенных в действующий график движения на направлении; общее время хода пассажирских поездов различных категорий по направлению, в том числе, чистое время в движении и в стоянках; количество остановок и их продолжительность; простой составов в пунктах формирования и оборота; схемы формирования пассажирских поездов различных категорий; их вместимость общая и по типам вагонов; количество составов в обороте; размеры грузового движения на направлении и его характеристики.

Технико-экономическая оценка мероприятий по освоению пассажиропотока сводится к определению расходов эксплуатации на их осуществление, доходов, поступающих от реализации проездных документов, прибыли от перевозок и сопоставление с пассажиро-часами ожидания, возникающих при освоении пассажиропотока по выбранному варианту.

Анализ пассажиропотока на расчетном направлении имеет своей целью выявление общих закономерностей его изменения во времени и пространстве с учетом вероятностных факторов.

Динамическая вероятность модели пассажиропотока должна позволять рассчитать прогноз пассажиропотока со станций направления как на небольшой, так и на длительный период. При этом модель должна оперативно реагировать как на микроизменения пассажиропотока, вызванные случайным характером, так и на значительные перепады, связанные с непредвиденными обстоятельствами (резкое ухудшение погодных условий в местах отдыха, введение санитарного режима и т.д.).

Выбор оптимального варианта освоения пассажиропотока предполагает минимизацию одновременно двух показателей пассажирских перевозок:

- приведенных затрат на перевозку пассажиров;

- пассажиро-часов ожидания, возникающих в процессе перевозки.

Такой подход к решению проблемы вытекает из необходимости одновременного учета как интересов транспорта, так и пассажиров.

Оперативная корректировка плана освоения пассажиропотока вызвана тем, что на величину пассажиропотока оказывает влияние значительное количество факторов, носящих вероятностный характер. Производится оперативная корректировка по мере поступления данных о ходе предварительной продажи билетов на поезда, которая в данном случае рассматривается как «упреждающий индикатор» уровня пассажиропотока.

Процесс принятия решения по оперативному планированию включает следующие основные элементы:

контроль за состоянием перевозочного процесса в пассажирском движении на основе собранной и соответствующим образом обработанной информации;

выявление имеющихся и ожидаемых отклонений от нормального течения перевозочного процесса;

разработка возможных вариантов (стратегий) ликвидации имеющихся и предупреждения ожидаемых отклонений от нормального течения перевозочного процесса;

оценка сравнительной эффективности стратегий на основе формальных и неформальных критериев;

выбор оптимального решения и его документальное оформление в виде приказа, указания и т.п.;

контроль за исполнением принятых решений.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала:

1. Назовите качественные показатели работы железнодорожного пассажирского транспорта.

2. Назовите количественные показатели работы пассажирского железнодорожного транспорта.

3. Назовите экономические показатели работы пассажирского железнодорожного транспорта.

4. Назовите основные принципы учета графика движения пассажирских поездов.

Список литературы:

1. Под редакцией В.А. Кудрявцева. Организация железнодорожных пассажирских перевозок. Москва. Издательский центр «Академия», 2004 г., 256 с.;

2. Под редакцией Г.В. Фомина. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте. Москва. Транспорт, 1990 г., 224 с.;

3. М.З. Соловейчик, Т.И. Сотников. Организация пассажирских перевозок. Москва. Транспорт, 1983 г., 239 с.;

4. Л.В. Вахитова. Управление пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Алматы. КазАТК, 2009 г., 96 с.