Лекция 2


4.

3.

2.

1.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из, данного толкования охрана права следует за нарушением права. Иными словами , право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает нельзя ни кого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только чтобы, его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включа­ет также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормаль­ное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы — это государствен­ные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалиста­ми, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юри­дическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве са­мостоятельных признаков правоохранительных органов, как-то: осуществление правоохранительной деятельности спе­циальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе.

Отсюда тре­тий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулиру­ется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, «О Федеральной службе безопасности» и т.д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стиму­лированию физических и юридических лиц, но и к негатив­ным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки, присущи всем без исключения пра­воохранительным органам. Их можно обозначить как при­знаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохрани­тельным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называ­емые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одно­го такого признака можно говорить, что перед нами право­охранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

- право применения норм уголовного закона;

- осуществление полномочий в строго определенной процессуальной; форме, Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определении правоохранительных органов.

Правоохравнтнльные органы— это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наде­ленные правом применения мер принуждения, а в ряде сл чаев правом применения уголовного закона и обязанностью. соблюдения определенной процессуальной формы.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на :

- органы суда (суды),

- иные правоохранительные органы.

Суды в свою очередь состоят из конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов.

Система конституционных судов РФ включает в себя Конституционный суд РФ и конституционные суды субъектов РФ. В этой системе конституционный суд РФ занимает особое положение. Он является вышестоящим судом не только по отношению к местным конституционным судам , но и в определенной мере по отношению ко всем прочим судебным органам.

Система судов общей юрисдикции своим названием под­черкивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под его юрисдикцию. Все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе судов общей юрисдикции в свою очередь могут |быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ районные суды, мировых судей. Система военных судов состоит из судов округов (флотов) и гарнизонных судов.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный РФ, федеральные, арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Иные правоохранительные органа также образуют систему, состоявшую из:

- органов прокуратуры;

- органов внутренних дел;

- федеральной службы безопасности

- органов государственной охраны;

- органов государственной налоговой службы;

-таможенных органов;

- органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

-органов предварительного расследования.

- органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовывать такие важнейшие функции как:

-конституционный контроль

-отправление правосудия

-прокурорский надзор

-расследование преступлений

-оперативно-розыскная функция

-исполнение судебных решений

-оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам

-предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Все эти функции взаимосвязаны, дополняют друг друга. Подробно их характеристика будет даваться по мере описания конкретных правоохранительных органов.

 

Качественное решение задач стоящих пе­ред правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

Правоохранительные органы осуществляют судебную и
исполнительную власть. Взаимодействие их с органами за­конодательной власти происходит, как правило через дей­ствующее и перспективное законодательство. Правоохрани­тельные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы.
Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом
законодательной инициативы. Это высшие судебные орга­ны: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных
органов с иными органами-обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в новом УПК.

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируется множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Их можно группировать по различным основаниям. Мы их группируем по юридической силе. Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ. Конституция основной закон нашей страны, она служит фундаментом, юридиче­ской базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется всей территории Российской Федерации непосредственно, не нуждаясь в том, чтобы те или иные ее положения были текстуально или содержательно воспроизведены (конкретизированы, детализированы) в специально принимаемых законах, подзаконных нормативных актах, ведомственных инструкциях и т. п.

Далее следуют федеральные конституционные законы. Они регламентируют наиболее важные направления деятель­ности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранитель­ной системы. Как правило, указанными законами регламен­тируется деятельность судов. Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах РФ», «О судебной системе РФ».

Основная роль в регламентации деятельности правоох­ранительных органов принадлежит федеральным законам. Перечень этих законов очень велик. Почти каждому органу соответствует определенный закон. В качестве примера можно назвать такие законы, как «О прокуратуре Россий­ской Федерации», «О полиции», «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и ряд др. Кроме того, ука­занные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятель­ность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, НК, АПК) и другими законами, касающимися их де­ятельности, в частности Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующую группу нормативных актов можно объеди­нить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

К постановлениям органов законодательной власти относятся постановления Государственной Думы и орга­нов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных ор­ганов, в частности порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т.п.

Указами Президента РФ, как правило, устанавливаются структура отдельных правоохранительных органов, например органов федеральной службы безопасности, а также регламентируются вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют ра­боту правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности органов внутренних дел, таможенных органов, органов Министерства юстиции РФ и т.; . Так, Правительством РФ установлена структура криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан за­явлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд, и органы расследования; порядок конвоирования лиц и т.н.

Издаются и межведомственные приказы и инструкции. Например, Инструкция о порядке обращения с вещее шей­ными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Отдельные направления деятельности правоохранительных органов опираются на международные правовые акты. Это различные международные договоры, например, и вы­даче террористов и прочих преступников и т.д.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ