Детский дом семейного типа и детская деревня (городок) как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей


Понятие и значение приемной семьи

Права и обязанности опекунов, попечителей. Особенности управления имуществом подопечного

Права и обязанности опекунов, попечителей по воспитанию несовершеннолетних граждан перечислены в ст. 158 КоБС:

1. имеют право и обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду;

2. вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства;

3. с учетом мнения ребенка имеют право выбора учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего базового образования;

4. обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными.

Порядок управления имуществом подопечных содержится в Положении о порядке управления имуществом подопечных, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1677.

Наряду с передачей ребенка в семью опекуна, попечителя, КоБС предусматривает и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних детей, в частности, это детский дом семейного типа, приемная семья, патронатное воспитание, детские деревни (городки).

Приемная семья является новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приемные родители состоят в договорных отношениях с органами опеки и попечительства и получают плату за выполнение своих обязанностей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Положение о приемной семье утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678.

Детский дом семейного типа образуется на базе семьи, это промежуточная форма воспитательного учреждения между приемной семьей и детским домом. Детский дом семейного типа – это семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Помещение детей в детский дом семейного типа не порождает возникновения между родителями-воспитателями и воспитанниками алиментных и имущественных правоотношений. Положение о детском доме семейного типа утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 № 289.

Еще одной семейной формой устройства детей является помещение детей в детскую деревню (городок), которая представляет собой социально-педагогическое учреждение образования, созданное на основе двух и более воспитательных групп, в рамках которых супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании устава детской деревни (городка), договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора. Особенностью данной формы является то, что детская деревня (городок) является юридическим лицом.

Отличие детской деревни от детского городка заключается в особенностях размещения: детская деревня состоит из двух и более разновозрастных воспитательных групп, размещенных в отдельных домах с организацией жизнедеятельности по типу семьи; детский городок состоит из двух и более разновозрастных воспитательных групп, размещенных в квартирных условиях.

Порядок создания, функционирования и прекращения деятельности детских деревень (городков) независимо от их подчиненности и форм собственности регулируется положением, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.05.2006 № 47.