Построение информационной модели и определение сущностей
Этапы проектирования баз данных
Создание приложения базы данных включает в себя строго определенную последовательность выполнения действий, называемых этапами проектирования. Выполнение указанных ниже действий приведет к созданию оптимальной структуры базы данных, в общем случае уменьшит время проектирования и обеспечит возможность уточнения структуры базы данных без ее полной переделки.
5.1. Первый этап проектирования:
Решаются следующие проблемы:
• ставится задача на проектирование базы данных, то есть доказывается актуальность создания базы данных;
• собираются концептуальные требования и, на их основе, строится концептуальная модель данных.
Концептуальная модель данных составляется по результатам анализа поставленной заказчиком задачи и обработки концептуальных требований конечных пользователей.
Результатом выполнения первого этапа проектирования является информационная модель данных и список основных сущностей – прообраз будущих таблиц. В данном случае под сущностью понимается структурное подразделение фирмы. Концептуальная модель данных будет состоять из совокупности групп концептуальных требований для каждого структурного подразделения фирмы, причем некоторые концептуальные требования могут повторяться в разных группах.
5.2. Второй этап проектирования базы данных:
определение взаимосвязей между сущностями
На этом этапе проектирования определяются направление движения потоков информации между структурными подразделениями фирмы-заказчика базы данных, источники возникновения информации, места ее модификации и потребления.
Результатом выполнения этого этапа проектирования будет функциональная схема движения потоков информации, с указанием связей между структурными подразделениями фирмы.
5.3. Третий этап проектирования базы данных: задание первичных и альтернативных ключей
Для каждой структурной единицы фирмы определяются атрибуты (данные), которые будут храниться в базе данных, а также первичный и альтернативный ключи.
Добавление ключей в список концептуальных требований необходимо для обеспечения организации движения потоков информации между структурными подразделениями фирмы, в соответствии со вторым этапом проектирования базы данных.
При анализе концептуальных требований определяется, какие алгоритмы и расчеты исходных величин (хранимые процедуры) будут храниться вместе с базой данных. При этом количество хранимых процедур должно быть минимальным.
5.4. Четвертый этап проектирования базы данных: приведение модели к требуемому уровню нормальной формы
На этом этапе проектирования выполняется главная задача – нормализация отношений. В процессе нормализации концептуальные требования группируются в таблицы.
На этом этапе проектирования концептуальные требования для каждого структурного подразделения могут быть сведены либо в одну таблицу, либо в несколько таблиц.
Здесь также решается вопрос ликвидации избыточной информации, то есть концептуальные требования, используемые несколькими структурными подразделениями, сводятся в одну таблицу с одновременным добавлением ключей для перехода в другие таблицы (для других структурных подразделений). Таким образом добиваются существенного сокращения объема памяти.
На этом этапе также решается вопрос о том, какие таблицы будут справочниками, то есть информация в этих таблицах не изменяется или изменяется очень медленно.
Следует иметь в виду, что чрезмерное увеличение количества таблиц приводит к потере общей идеи создания базы данных, и сама база данных становится трудной для понимания и управления. Для базы данных объема предприятия оптимальное количество таблиц должно быть не более сорока или пятидесяти.
Всего существует пять нормальных форм таблицы. При создании приложений баз данных в объеме предприятия используют первые три нормальные формы.