Законодательная деятельность


Временного правительства

 

В связи с отсутствием в России 1917 г. высшего органа законодательной власти его роль взяло на себя созданное в марте 1917 г. Юридическое совещание. Формально его задачей была координация законотворческой деятельности министерств, фактически - разработка законопроектов, которые затем оформлялись как законы Временного правительства. Эти законы затронули все отрасли российского права.

В конституционном праве в апреле Законами «О печати» и «Об учреждениях по делам печати» запрещающая цензура сменилась последующей, и были ликвидированы Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров (их функции перешли к комиссарам Временного правительства). В июле был принят самый демократичный избирательный закон в истории России - «Положение о выборах в Учредительное Собрание». Он выгодно отличался от «бесстыжего» избирательного Закона 1907 г., лишавшего избирательного права большинство населения России, т.к. по новому закону голосовали «российские граждане обоего пола» (по закону 1907 г. - только мужчины), которым «ко дню выборов исполнялось 20 лет» (по «бесстыжему» закону - 25 лет), выборы были равными и прямыми. Закон 1917 г. был демократичнее и современнее избирательных законов, т.к. в нем не было ни пяти-, ни тем более семипроцентного барьера, которые сегодня фактически лишают права голоса значительную часть граждан России (тех, что голосуют за партии и блоки, кандидаты которых не преодолевают этот барьер). В конце сентября - начале октября Юридическое совещание разработало несколько проектов конституционных законов, в том числе проект закона «Об организации исполнительной власти», предусматривавший избрание Учредительным Собранием, президентом республики, главы государства и правительства.

В уголовном праве в марте была отменена смертная казнь, но в августе она была восстановлена для военнослужащих. После июльских событий была введена более строгая уголовная ответственность за «публичные призывы к убийству, разбою, грабежам, погромам и др. тяжким преступлениям», но на практике эти меры поддержания в стране элементарного порядка не применялись в связи с параличом государственного аппарата и ростом анархии.

В гражданском праве были отменены сословные и национальные (вероисповедные) ограничения на право собственности, облегчался процесс создания акционерных обществ и уравнивались права обязательного права. В семейном праве женщины уравнялись в правах с мужчинами и разрешался гражданский брак (до революции признавался только церковный брак). В трудовом праве в апреле законом «О рабочих комитетах в промышленных заведениях» разрешалось создание на предприятиях фабрично-заводских комитетов (органов рабочего контроля), если этого требовали более 10% рабочих.

При этом Временное правительство вскоре столкнулось с проблемой правового вакуума, когда дореволюционные законы большинство граждан считали не демократическими и не исполняли (результатом был рост правового нигилизма и анархии), а новых революционных законов еще не было. Эта проблема была решена изданием в августе постановления Временного правительства «О соглашении свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями», которое определило критерии для использования в новых политических условиях дореволюционного законодательства. Эти критерии были очень просты: если царский закон из Свода законов Российской империи не нарушал права человека и принципы демократического государства, он продолжал действовать и в Российской республике, если их нарушал - подлежал немедленной отмене.