Тест самоконтроля


1. Дополните схему недостающими компонентами технологии обработки данных, выбрав из списка:

 

 


а) принятие решения;

б) создание отчетов;

в) хранение данных;

г) обработка данных.

Р=4

Выберите правильный ответ:

2. По области возможных применений модели разбиваются на…

а) универсальные; б) стратегические;

в) описательные; г) специализированные.

Р=4

3. …… – это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний.

а) интерфейс пользователя;

б) интерпретатор;

в) модуль создания системы.

Р=3

Тема 5. Прикладное программное обеспечение

Форма проведения учебного занятия: модульный урок, практическое занятие.

a b g t v
0,5

 

Изучив данный учебный элемент, вы будете:

иметь представление:

– о программном обеспечении ЭВМ;

– о типах прикладных программ, их назначении;

знать:

– назначение операционных систем и оболочек;

уметь:

– работать в операционной системе Windows.

Входной тест

1. Установите соответствие между названием и назначением отчетов:

1. Суммирующие отчеты; а) содержат данные исключительного характера;
2. Сравнительные отчеты; б) данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных отчетов по отдельным полям;
3. Чрезвычайные отчеты; в) данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам, используются с целью сравнения.

Р=3

2. Дополните на схеме этапы процесса выработки решения, выбрав их из предложенных вариантов:

 

 


а) введение исходных данных;

б) вариант вычислений;

в) решение выработано;

г) человек, принимающий решение.

Р=4

3. Выберите правильный ответ:

Информационная технология обработки данных предназначена для…

а) удовлетворения информационных потребностей всех работников фирмы, имеющих дело с принятием решения;

б) решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы процедуры их обработки;

в) работы в среде информационной системы управления и используется при плохой структурированности решаемых задач.

Р=3

4. Установите соответствие между видами моделей, используемыми в системе поддержки принятия решений, и их назначением:

а) Стратегические 1) применяются управляющими среднего звена для распределения и контроля использования имеющихся ресурсов
б) Тактические 2) используются на низших уровнях управления для принятия оперативных решений
в) Оперативные 3) используются на высшем уровне управления для установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для достижения этих целей, политики приобретения ресурсов
г) Математические 4) используются для построения и поддержания моделей

Р=4

5. Выберите правильный ответ:

Данные, полученные на принтере, информация, которую пользователь видит на экране, звуковые сигналы – это…

а) язык пользователя;

б) язык сообщений;

в) знания пользователя.

Р=3

 

1. Программное обеспечение компьютера

Состав вычислительной системы называют конфигурацией. Аппаратные и программные средства ВТ рассматривают отдельно. Таким образом, выделяют аппаратную конфигурацию вычислительных систем и программную конфигурацию.

Программа – это упорядоченная последовательность команд. Конечная цель любой компьютерной программы – управление аппаратными средствами. Даже если на первый взгляд программа не взаимодействует с оборудованием, не требует ввода данных с устройств ввода и не осуществляет вывод данных на устройства вывода, все равно ее работа основана на управлении аппаратными средствами ЭВМ. Программное и аппаратное обеспечение работают в неразрывном взаимодействии.

Между программами существует взаимосвязь – многие программы работают, опираясь на программы более низкого уровня, таким образом, можно говорить и межпрограммном интерфейсе. Возможность существования такого интерфейса основана на существовании технических условий и протоколов взаимодействия. На практике он обеспечивается распределением программного обеспечения на несколько взаимодействующих между собой уровней.

 
 

 


Каждый следующий уровень опирается на программное обеспечение предшествующих уровней. Каждый вышележащий уровень повышает функциональность всей системы.

1.1. Базовый уровень

Самый низкий уровень программного обеспечения представляет базовое программное обеспечение. Оно отвечает за взаимодействие с базовыми аппаратными средствами. Как правило, эти программные средства непосредственно входят в состав базового оборудования и хранятся в ПЗУ. Программы и данные записываются в микросхемах ПЗУ на этапе производства и не могут быть изменены в процессе эксплуатации.

Если изменение базовых программных средств в процессе эксплуатации технически целесообразно, применяют перепрограммируемые постоянные запоминающие устройства ППЗУ.

1.2. Системный уровень

Системный уровень – переходный. Программы, работающие на этом уровне, обеспечивают взаимодействие всех прочих программ компьютерной системы с программами базового уровня и непосредственно с аппаратным обеспечением.

От программного обеспечения этого уровня зависят эксплуатационные показатели всей вычислительной системы в целом. Например, при подключении к вычислительной системе нового оборудования на системном уровне должна быть установлена программа, обеспечивающая для других программ взаимосвязь с этим оборудованием. Конкретные программы, отвечающие за взаимосвязь с конкретными устройствами, называют драйверами устройств – они входят в состав программного обеспечения системного уровня.

Другой класс программ системного уровня отвечает за взаимодействие с пользователем. Благодаря им пользователь получает возможность вводить данные в вычислительную систему, управлять ее работой и получать результат в удобной для него форме. Эти программы называют средствами обеспечения пользовательского интерфейса.

Совокупность программного обеспечения системного уровня образует ядро операционной системы компьютера. Его наличие – непременное условие для возможности практической работы человека с вычислительной системой.

1.3. Служебный уровень

Программное обеспечение этого уровня взаимодействует как с программами базового уровня, так и с программами системного уровня. Основное назначение этих программ состоит в автоматизации работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы. Эти программы называют утилитами, они используются для расширения или улучшения функций системных программ.

В разработке и эксплуатации служебных программ существуют два альтернативных направления: интеграция с операционной системой и автономное функционирование. В первом случае служебные программы могут изменять потребительские свойства системных программ, делая их более удобными для практической работы. Во втором они слабо связаны с системным программным обеспечением, но предоставляют пользователю больше возможностей для персональной настройки их взаимодействия с аппаратным и программным обеспечением.

1.4. Прикладной уровень

Прикладное программное обеспечение представляет собой комплекс прикладных программ, с помощью которых на данном рабочем месте выполняются конкретные задания. Спектр этих заданий очень широк – от производственных до творческих и развлекательно-обучающих. Большой функциональный диапазон возможных приложений средств вычислительной техники обусловлен наличием прикладных программ для разного вида деятельности.

Поскольку между прикладным программным обеспечением и системным существует связь, то можно утверждать, что универсальность вычислительной системы, доступность прикладного программного обеспечения, и широта функциональных возможностей компьютера напрямую зависят от типа используемой операционной системы, от того, как она обеспечивает взаимодействие комплекса человек – программа – оборудование.

2. Классификация прикладных программных средств

Рассмотрим наиболее популярные классы прикладных программ.

2.1. Текстовые редакторы

Основные функции этого класса прикладных программ заключается в вводе и редактировании текстовых данных. Дополнительные функции состоят в автоматизации процессор ввода и редактирования. Для операций ввода, редактирования и сохранения данных текстовые редакторы используют системное программное обеспечение (например WordPad).

2.2. Текстовые процессоры

Основное отличие текстовых процессоров от текстовых редакторов заключается в том, что они позволяют не только вводить и редактировать текст, но и форматировать его, т.е. оформлять. К основным средствам текстовых процессоров относятся средства обеспечения взаимодействия текста, графики, таблиц и других объектов, составляющих итоговый документ, а к дополнительным – средства автоматизации процесса форматирования (например, Microsoft Word).

2.3. Графические редакторы

Этот класс программ предназначен для создания и обработки графических изображений. В этом классе различают растровые редакторы, векторные редакторы и программные средства для создания и обработки трехмерной графики (3D-редакторы).

Растровые редакторы используют в тех случаях, когда графический объект представлен в виде комбинации точек, образующих растр и обладающих свойствами яркости и цвета. Такой подход эффективен, когда изображение имеет много полутонов и информации о цвете элементов, составляющих изображение, важнее, чем информация об их форме. Это характерно для фотографических и полиграфических изображений (например, Photoshop).

Растровые редакторы применяются для обработки изображений, их ретуши, создания фотоэффектов и художественных композиций. Возможности создания новых изображений средствами этих редакторов ограничены, для ввода таких изображений в компьютер используются сканеры, а затем с помощью растровых редакторов происходит обработка этих изображений путем применения спецэффектов.

Векторные редакторы отличаются от растровых способом представлений данных об изображении. Элементарным объектом векторного изображения является линия. Такой подход характерен для чертежно-графических работ, в которых информация о форме линии имеет большее значение, чем информация о цвете отдельных точек, составляющих ее. В векторных редакторах линия рассматривается как математическая прямая третьего порядка и представляется не комбинацией точек, а математической формулой. В компьютере при этом хранятся числовые коэффициенты этой формулы. Такое представление намного компактнее, чем растровое, однако построение объектов в векторном редакторе сопровождается пересчетом параметров кривой в координаты экранного или печатного изображения. таким образом, работа с векторными редакторами требует более производительных вычислительных систем (например, Paint).

Векторные редакторы удобны для создания изображений, но практически не используются для обработки готовых рисунков.

Редакторы трехмерной графики используют для создания трехмерных композиций. Они имеют две характерные особенности: во-первых, позволяют гибко управлять взаимодействием свойств поверхности изображаемых объектов со свойствами источников освещения, во-вторых, позволяют создавать трехмерную анимацию.

2.4. Системы управления базами данных (СУБД)

Базами данных называют огромные массивы данных, организованных в табличные структуры. Основными функциями СУБД являются:

– создание пустой структуры базы данных;

– предоставление средств ее заполнения или импорта данных из таблиц другой базы;

– обеспечение возможности доступа к данным, предоставление средств поиска и фильтрации.

Многие СУБД дополнительно предоставляют возможность проведения простейшего анализа данных и их обработки. В результате возможно создание новых баз данных на основе имеющихся. В связи с широким распространением сетевых технологий к современным СУБД предъявляются требования возможности работы с удаленными и распределенными ресурсами, находящимися на серверах компьютерной сети.

2.5. Электронные таблицы

Электронные таблицы представляют комплексные средства для хранения различных типов данных и их обработки. В некоторой степени они аналогичны системам управления базами данных, но в них акцент смещен на обработку данных. Электронные таблицы предоставляют большой спектр методов для работы с числовыми данными (например, Excel).

Основным свойством электронных таблиц является то, что при изменении содержимого ячеек происходит автоматической изменение содержимого других ячеек, связанных с измененными формулами – соотношением, заданными математическими или логическими выражениями. Простота и удобство работы с электронными таблицами позволяют широко использовать их в сфере бухгалтерского учета, в качестве инструментов анализа финансовых, сырьевых и товарных рынков, средств обработки результатов технических расчетов, т.е. там, где необходимо автоматизирование регулярно повторяющихся вычислений. Широко применяется также возможность представления числовой информации в виде графики: графиков, диаграмм различного вида.

2.6. Системы автоматизированного проектирования

САПР применяются для автоматизации проектно-конструкторских работ. Применяются в машиностроении, приборостроении, архитектуре и т.п. Кроме чертежно-графических работ эти системы позволяют производить простейшие расчеты и выбор готовых конструктивных элементов из обширных баз данных. Отличительной особенностью этих систем является автоматическое обеспечение на всех этапах проектирования технических норм, условий и правил, что освобождает конструктора от работ нетворческого характера (например, Компас, PCAD).

2.7. Настольные издательские системы

Назначение программ этого класса состоит в автоматизации процесса верстки полиграфических изданий. Теоретически текстовые процессоры предоставляют возможности внедрения в текстовый документ объектов другой природы, например векторной или растровой графики, однако на практике для изготовления полиграфической продукции этих средств либо недостаточно с точки зрения полиграфии, либо они недостаточно удобны для производительной работы (например, PageMaker).

От текстовых процессоров настольные издательские системы отличаются расширенными средствами управления взаимодействием текста с параметрами страницы и графическими объектами.

2.8. Диспетчеры файлов

В данный класс программных продуктов входят менеджеры файлов, операционные оболочки. С помощью этих программ выполняется обслуживание файловой структуры: копирование, перемещение и переименование файлов, создание папок, удаление файлов и папок, поиск файлов на дисках компьютера и т.п. Базовые программные средства, предназначенные для этой цели, обычно входят в состав программ системного уровня и устанавливаются вместе с операционной оболочкой.

Практическая работа № 1. Операции с файлами и папками с помощью программы Проводник.

1. Откройте окно программы Проводник.

2. На диске С: создайте папку с именем Работа.

3. В папке Работа создайте две вложенные папки: практика1 и практика2.

4. Откройте папку UROK, в ней папку LAB и скопируйте файл text1.lab в папку Работа с помощью меню Правка.

5. Из папки UROK\LAB с помощью меню Правка скопируйте файл text2.lab в папку практика1 и файл text3.lab в папку практика2.

6. Вновь активизируйте папку UROK\LAB, с помощью клавиши Ctrl выделите группу файлов text10.lab, text15.lab и text4.lab и скопируйте их в папку Работа с помощью панели инструментов.

7. В папке UROK\LAB выделите файлы lab1.doc и lab5.doc и скопируйте их с помощью контекстного меню в папку практика1. Результат представьте преподавателю.

8. Откройте папку Работа и переименуйте файлы text1.lab в lab1.txt, text10.lab в lab2.txt с помощью меню Файл.

9. В папке практика1 переименуйте файлы text2.lab в lab3.txt, lab5.doc в lab4.txt с помощью контекстного меню. Результат представьте преподавателю.

10. Из папки практика2 удалите находящийся там файл, затем удалите папку с помощью меню Файл.

11. Удалите из папки Работа папку практика1 с помощью контекстного меню.

12. Удалите папку Работа. Результат представьте преподавателю.

Практическая работа № 2. Операции с файлами и папками с помощью программы Мой компьютер

1. Откройте окно программы Мой компьютер.

2. На диске С: создайте папку с именем Пример.

3. Откройте окно созданной вами папки и создайте в ней папку Пример1. Сверните окно папки Пример.

4. Откройте папку UROK, в ней папку LAB. Найдите файл text4.lab и скопируйте его в папку Пример с помощью меню Правка.

5. Активизируйте папку UROK/LAB и скопируйте файл text14.lab в папку Пример1 с помощью панели инструментов.

6. В папке UROK\LAB выделите группу файлов: text2.lab, text16.lab и text20.lab и скопируйте их в папку Пример.

7. В папке UROK\LAB выделите группу из трех любых файлов и с копируйте их в папку Пример1. Результат представьте преподавателю.

8. Закройте окно папки UROK. Активизируйте папку Пример и переименуйте файлы text4.lab в lab.txt, text16.lab в lab1.txt.

9. Откройте папку Пример1 и переименуйте в ней любой файл в lab2.txt. Результат представьте преподавателю.

10. Удалите из папки Пример папку Пример1.

11. Удалите с диска папку Пример. Результат представьте преподавателю. Закройте все открытые окна.

Практическая работа № 3. Восстановление удаленных файлов

Удаленные файлы помещаются в специальную область, предназначенную для временного хранения удаленных файлов, откуда при необходимости их можно восстановить. Выполнить это можно с помощью программы Корзина.

1. Откройте двойным щелчком с Рабочего стола программу Корзина. Если в ней находятся какие-либо объекта, очистите ее. Для этого выберите меню Файл \ Очистить корзину.

2. Закройте окно Корзины. Щелкните правой кнопкой мыши по ее ярлыку и выберите команду Свойства. Установите флажок Запрашивать подтверждение на удаление, если он не установлен.

3. На диске С: создайте папку Практика и скопируйте в нее при любых файла из папки UROK\LAB.

4. В папке Практика создайте папку Пример и скопируйте в нее два любых файла из папки UROK\LAB.

5. Удалите из папки Практика все файлы и папку Пример.

6. Откройте программу Корзина и убедитесь, что удаленные вами объекты находятся в ней. Выделите два любых удаленных файла и восстановите их с помощью меню Файл.

7. Активизируйте окно папки Практика и убедитесь, что файлы восстановлены.

8. Аналогично восстановите папку Пример. Результат представьте преподавателю.

9. Активизируйте окно Корзины и восстановите оставшийся в ней файл в папку Мои документы. Для этого выделите файл, выберите меню Правка \ Вырезать, откройте папку Мои документы и выберите меню Правка \ Вставить.

10. Удалите папку Пример, зайдите в программу Корзина и удалите папку Пример с помощью меню Файл.

11. Удалите с диска папку Практика и из папки Мои документы восстановленный вами файл. Очистите Корзину. Результат представьте преподавателю. Закройте все открытые окна.