Компетенция Конституционного Суда


 

Статья 116 Основного Закона содержит только 2 полномочия Конституционного Суда:

1.Проверяет конституционность нормативных актов;

2.Дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции палатами Парламента. Такие заключения Конституционный Суд выносит только по обращению Президента. Если суд установил факт систематического или грубого нарушения Конституции палатой (палатами) Парламента, то Президент вправе распустить палату (обе палаты). Пока не было ни одного случая обращения Президента за подобным заключением.

Таким образом, Конституционный Суд рассматривает дела не о любом нарушении Конституции, а только о таком нарушении, которое выражается в принятии неконституционного нормативного акта, а также о нарушении Конституции палатами Парламента. Тем самым предметом рассмотрения Конституционного Суда не являются нарушение основного закона гражданами, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями, Президентом, Правительством, министерствами, другими органами кроме палат Национального собрания.

Основным полномочием органа конституционного правосудия выступает проверка конституционности нормативных актов. Конституционность при этом включает 2 аспекта:

1.Соответствие нормативных актов непосредственно Конституции;

2.Соответствие нормативных актов вышестоящим актам, например постановления Правительства указам Президента.

 

Предметом проверки в Конституционном Суде признаются только нормативные акты. Следовательно, индивидуальные правовые акты не могут рассматриваться Конституционным Судом (такие акты вправе признать недействительными общие или хозяйственные суды). Под нормативными актами в Констиуции понимаются 2 вида источников (НПА+МД).Проверка, осуществляемая Конституционным Судом, носит последующий характер. Это значит, что предметом рассмотрения являются действующие акты, а также акты, которые хотя и не действуют, но прошли все стадии нормотворческого процесса.

Конституционный Суд вправе проверять нормативные правовые акты любых государственных органов: республиканских и территориальных.

Статья 116 Конституции исчерпывающе определяет субъектов, которые вправе обращаться в Конституционный Суд с предложениями о проверке конституционности нормативных актов:

· Президент;

· Палата представителей;

· Совет Республики;

· Правительство;

· Верховный Суд;

· Высший Хозяйственный Суд.

Сам Конституционный Суд не имеет права возбуждать конституционное судопроизводство. Такой возможностью он обладал по первоначальной редакции Конституции. Подчеркнем, что правом обращения в Конституционный Суд не наделены индивиды. В конституциях зарубежных стран данное право предусматривается (по Дарье Козловской). Оно именуется правом на конституционную жалобу. Вопрос о введении института конституционной жалобы обсуждается и в Беларуси.

По результатам рассмотрения дела о конституционности нормативных актовКонституционный Суд выносит заключения. Это основной вид правовых актов Конституционного Суда. Если орган конституционного правосудия признает акт соответствующим Конституции, то он выносит заключение, в котором фиксирует правомерность принятия проверенного акта. Что же касается отрицательных заключений, то неконституционным может быть признан акт в целом либо его отдельное(ые) положение(я). Согласно статье 116 Конституции нормативный акт, признанный неконституционным, утрачивает силу в порядке, определяемым законом. Таким законом на сегодня является Кодекс о судоустройстве и статусе судей. Однако кодекс устанавливает при этом такую процедуру, которая вызывает сомнение в своей конституционности. В частности по кодексу неконституционный нормативный акт утрачивает силу с момента отмены данного акта органом, который его принял. Таким образом, заключение Конституционного Суда само по себе не влечет утраты актом юридической силы. Вынесение Конституционным Судом заключения о признании нормативного акта неконституционным порождает лишь обязанность государственного органа, принявшего акт, отменить его. За невыполнение названной обязанности возможно привлечение руководителя государственного органа к дисциплинарной или даже к уголовной ответственности.

К сожалению, потенциал Конституционного Суда Беларуси востребован незначительно. Проблема состоит в том, что на практике уполномоченные субъекты крайне редко обращаются в орган конституционного правосудия.

С 1994 по 2009 Конституционный Суд вынес 73 заключения в связи с проверкой нормативных актов. В 47 случаях нормативные акты или их отдельные положения признавались неконституционными. Около половины заключений (35) вынесены до изменения Конституции на референдуме 1996 года. В 2006 году вынесено 2 заключения, в 2007 году –1, в 2008 и 2009 годах заключений не было.

Конституционный Суд активно действует в том государстве, где имеются следующие условия:

1.Последовательно реализуется принцип разделения властей. Это самая глубокая причина;

2.Высокое развитие должно получить местное самоуправление;

3.Функционирует институт конституционной жалобы.

 

В Беларуси все названные условия отсутствуют.

Конституционный Суд нашей страны искал пути активизации собственной деятельности. Он стал рассматривать отдельные обращения граждан, организаций, в которых ставился вопрос о конституционности нормативных актов. Но поскольку названные субъекты не обладают по Конституции правом обращения в органы конституционного правосудия, то Конституционный Суд выносил в таких случаях не заключения, а решения, не имеющие обязательной силы.

Для повышения эффективности работы Конституционного Суда Президентом в 2008 году издан Декрет «О некоторых мерах по совершенствованию деятельностиКонституционного Суда Республики Беларусь». Этим декретомКонституционный Суд наделен дополнительными полномочиями, в том числе:

1. Проверять конституционность всех законов, принятых Парламентом до их подписания Президентом. Такая проверка носит уже не последующий, а предварительный характер. По результатам осуществления рассматриваемой проверки Конституционный Суд выносит не заключение, а решение. Оно не имеет обязательной силы. Таких решений выносится более 100 в год.

2. По обращению Президента Конституционный Суд может проверять конституционность международных договоров до подписания Президентом правовых актов о выражении согласия Беларуси на обязательность этих международных договоров. Речь идет о подписании Президентом законов о ратификации международных договоров и указов Президента об утверждении международных договоров. Решение Конституционного Суда здесь также не имеет обязательной силы.

3. Конституционный Суд уполномочен осуществлять толкование актов Президента, касающихся прав или обязанностей индивидов. При этом Конституционный Суд выносит решение, наделенное обязательной силой.