Входной тест


Тест самоконтроля

1. Установите соответствие между компонентами технологии для производства материальных продуктов и компонентами технологии для производства информационных продуктов:

а) подготовка сырья и материалов 1) обработка данных и получение результативной информации;
б) производство материального продукта 2) передача результатной информации пользователю для принятия на ее основе решения;
в) сбыт произведенных продуктов потребителю 3) сбор данных или первичной информации.

Р=3

Выберите правильный ответ:

2. Один или несколько программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную цель – это…

а) инструментарий информационной технологии;

б) новая информационная технология;

в) технология материального производства.

Р=3

3. Совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере – это…

а) информационная система;

б) информационная технология;

в) инструментарий информационной технологии.

Р=3

Тема 4. Виды информационных технологий

Форма проведения учебного занятия: модульный урок.

a b g t v
0,5

 

Изучив данный учебный элемент, вы будете:

знать:

– виды информационных технологий и их особенности.

1. Выберите правильный ответ:

Совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной задачи – это…

а) процесс; б) технология;

в) система.

Р=3

2. Заполните пропуски в таблице, выбрав варианты ответов из списка.

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации «Встраивание» в технологию управления 1.
Целостные технологические системы Интеграция функций специалистов и менеджеров 2.
Целенаправленное создание, передача, хранение и отображение информации Учет закономерностей социальной среды 3.

а) Новая технология принятия управленческих решений

б) Новая технология коммуникаций

в) Новая технология обработки информации

Р=3

3. Из предложенных ответов выберите те, которые описывают достоинства централизованной методологии обработки информации:

а) возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции большой номенклатуры;

б) усиление ответственности низшего звена сотрудников;

в) сравнительная легкость внедрения новых методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии;

г) гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативе сотрудников.

Р=4

1. Информационная технология обработки данных

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся операций управленческого труда. На уровне операционной деятельности решаются следующие задачи:

· обработка данных об операциях производимых фирмой;

· создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

· получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов.

Например:

· операция проверки уровня запасов товаров на складе; при уменьшении уровня запасов выдается заказ поставщику с указанием нужного количества товара и сроки его поставки;

· операция продажи товаров, в результате которой выдается выходной документ в виде чека или квитанции;

· ежедневный отчет и поступлениях и выдаче наличных средств в банке, составляемый в целях контроля баланса наличных средств.

Существует несколько особенностей, связанных с обработкой данных, которые отличают эту технологию от всех прочих:

· выполнение необходимых фирме задач по обработке данных. Каждой фирме предписывается законом иметь и хранить данные о своей деятельности, которые можно использовать как средство обеспечения и поддержания контроля в фирме;

· решение только хорошо структурированных задач, для которых можно разработать алгоритм;

· выполнение стандартных процедур обработки. Существующие стандарты определяют типовые процедуры обработки данных и обязательны для всех организаций;

· выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

· использование детализированных данных. Записи о деятельности фирмы должны иметь подробный характер, допускающий проведение ревизий;

· акцент на хронологию событий;

· требование минимальной помощи в решении проблем со стороны специалистов другого уровня.

Основные компоненты информационной технологии обработки данных представлены на схеме:

 


1.Сбор данных. По мере работы фирмы каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных. Обычно действия, затрагивающие внешнее окружение, выделяются особо как операции, производимые фирмой.

2. Обработка данных. Для создания из поступающих данных информации о деятельности фирмы используются следующие типовые операции:

· классификация или группировка. Первичные данные имеют обычно вид кодов, эти коды, выражающие определенные признаки объектов, используются для идентификации и группировки записей;

· сортировка, с помощью которой упорядочивается последовательность знаний;

· вычисления, включающие арифметические и логические операции;

· укрупнение или агрегирование, служащее для уменьшения количества данных и реализуемое в форме расчетов итоговых или средних значений.

3. Хранение данных. Многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования. Для этого создаются базы данных.

4. Создание отчетов (документов). В информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров. При этом документы могут создаваться как по запросу, так и периодически в конце каждого месяца, квартала, года.

2. Информационная технология управления

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей всех работников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне. Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, чем задачи, решаемые технологией обработки данных.

Для принятия решений на уровне управленческого контроля информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникновения отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

· оценка планируемого состояния объекта;

· оценка отклонений от планируемого состояния;

· выявление причин отклонений;

· анализ возможных решений и действий.

Информационная технология управления рассчитана на создание различных видов отчетов.

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.

И те и другие отчеты могут иметь форму суммирующих, сравнительных или чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных отчетов по отдельным полям.

Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используются с целью сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Основные компоненты информационной технологии управления показаны на схеме:

 

 


Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующего программного обеспечения преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующими в принятии решения. База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

1) данных, накапливаемых на основе оценки операций, производимых фирмой;

2) планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления.

3. Информационная технология поддержки принятия решений

Система поддержки принятия решений и соответствующая информационная технология появилась усилиями американский ученых в конце 70-х – начале 80-х гг., чему способствовали широкое распространение персональных ЭВМ, стандартных пакетов прикладных программ и успехи в создании искусственного интеллекта. Главной особенностью информационной технологии принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Выработка решения, что является основной целью этой технологии, происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

· система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена и объекта управления;

· человек как управляющее звено, задающее входные данные и оценивающее полученный результат вычислений на компьютере.

Этот процесс представлен на схеме:

 

 


Окончание процесса происходит по воле человека. В этом случае можно говорить о способности информационной системы совместно с пользователем создавать новую информацию для принятия решения. Дополнительно к этой особенности данной информационной технологии можно выделить следующие:

· ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

· сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

· направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

· высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения.

 

 


В состав системы поддержки принятия решений входят три основные компонента: база данных, база моделей и программная подсистема.