Законодательную инициативу.


Подготовку законопроекта

B. Опубликование закона.

Постпарламентский

Парламентский

C. Законодательная инициатива.

Допарламентский

a. Планирование законотворчества;

b. Подготовка законопроекта;

a. Стадия рассмотрения и принятия законопроекта Палатой представителей;

b. Стадия рассмотрения и одобрения законопроекта Советом Республики.

a. Подписание закона Президентом;

Первая стадия: планирование законотворчества

Планирование законотворчества представляет собой разработку и реализацию ежегодных планов подготовки законопроектов.

Разработкой названных планов занимаетсяНациональный центр законодательства и правовых исследований (до 2008 года онназывался Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы подготовки законопроектов разрабатываются каждый год и, соответственно, конкретный план действует в течение календарного года. В плане фиксируются наименования законопроектов, которые предстоит подготовить в будущем году, субъекты ответственные за подготовку законопроектов и их внесения в Парламент, а также сроки осуществления названных мероприятий. По своему содержаниюпланы упорядочивают 2 стадии законодательного процесса:

Планы подготовки законопроектов разрабатываются на основепредложений субъектов права законодательной инициативы, любых других республиканских государственных органов, а также научных организаций, общественных объединений, граждан и собственных предложений Национального центра. Поступившие предложения анализируютсяНациональным центром на предмет обоснованности и могут быть отклонены (100 из 140 предложений отклоняются, большинство потому что есть уже действующие законы, регулирующие нужные отношения). Наиболее оптимальной являетсяситуация, когда в Парламент вносятся именно те законопроекты, которые предусмотрены планом, поскольку это обеспечивает реализацию принципов плановости законотворчества. Но законодательство допускает внесение в Парламент законопроектов и вне плана, если существует такая необходимость. На практике значительная часть законопроектов представляется в Парламент вне плана.

Сформированный план подготовки законопроектов вносится Национальнымцентром на рассмотрение Президенту. Глава государства утверждает план своим указом всвязи с чем план становится обязательным для выполнения.

Вторая стадия: подготовка законопроекта

Это непосредственно составление текста проекта закона. Впринципеготовитьзаконопроектможет любой субъект. Но фактически основными разработчиками законопроектов в Беларуси являются:

1. Правительство, в частности подчиненные ему министерства и государственные комитеты. Как это ни парадоксально, в современных условиях разработка законопроектов выступает делом прежде всего органов исполнительной, а не законодательной власти.

2. Национальный центр законодательства и правовых исследований. Элементом стадии подготовки законопроекта является проведение экспертиз проектов закона.

Экспертиза – это проверка законопроекта на соответствие определенным требованиям.

Существуют два вида экспертиз:

a. Необязательные:лингвистическая, экологическая, гендерная. Такие экспертизы проводятся, если решение об этом принято Парламентом.

b. Обязательные. На сегодня в Беларусидве обязательные экспертизы законопроектов:

ü юридическая экспертиза. Этопроверка законопроекта на соответствиеправовым актам с большей юридической силой, на совместимость с действующими законами, на соответствие нормотворческой технике.

Нормотворческая техника – совокупность правилформулирования положений проекта нормативного правового акта, размещение данных положений в тексте проекта.

Юридическую экспертизу в отношении всех проектов законов проводит Национальный центр законодательства и правовых исследований.

Заключение по результатам юридической экспертизы не имеет обязательной силы. Это значит, что субъект права законодательнойинициативы может внести проект закона в Парламент и с отрицательным заключением.

ü криминологическая экспертиза. Это новый вид экспертизы законопроектов, введенный изданным в 2007году Указом Президента «О криминологической экспертизе проектов законов в Республике Беларусь». Криминологическаяэкспертиза представляет собой проверку законопроектов с цельюнедопущения в них норм, содействующих преступности. Криминологическая экспертиза в отношении всех проектов законов осуществляетсянаучно-практическом центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры. Директор – Хомич Владимир Михайлович.

 

Третья стадия: законодательная инициатива

Законодательная инициатива – это внесение подготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты представителей.

Конституцияисчерпывающе определяет круг субъектов права законодательной инициативы:

1. Граждане Беларуси, обладающие избирательным правом в количестве не менее 50 тысяч человек;

2. Президент;

3. Депутаты Палаты представителей. Законопроектможет быть внесен группой депутатов или даже одним депутатом палаты;

4. Совет Республики. Подчеркнем, что отдельный член верхней палаты не является субъектом права законодательной инициативы в отличие от депутата Палаты представителей. Решение о внесении законопроекта принимается Советом Республики в целом путем голосования;

5. Правительство.

 

Предметом законодательной инициативы признается готовый текст законопроекта, а не идеи, предложения о его принятии.

Если законопроект внесен субъектом права законодательной инициативы, то Палата представителей обязана рассмотреть его на пленарном заседании, то есть на заседании с участием всех депутатов.

По некоторым законопроектам Конституция еще более ограничивает круг субъектов права законодательной инициативы. (смотреть самим). Для граждан, как субъектов законодательной инициативы в Беларуси действует специальный закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами РБ». Не было ни одного случая реализации этого закона, так как там описана очень сложная процедура.

Процентное количество вносимых законопроектов:

Граждане Республики Беларусь 0 %
Президент 5-7 %
Депутаты Палаты представителей 1-2 %
Депутаты Совета Республики < 1 %
Правительство ≈ 90 %

 

 

Четвертая стадия: рассмотрение и принятие законопроекта Палатой представителей

Палата представителей рассматривает внесенный законопроект в двух чтениях (процедурах).

Первое чтение. Рассматривается вопрос: нужен ли впринципе законопроект, каковы его основные положения и системы.

Второе чтение.Рассматривается детально каждая статья законопроекта.

Конституция не устанавливает срока, в течение которого Палата представителей должна рассмотреть законопроект и принять по нему решение. По результатам рассмотрениязаконопроектаПалата представителей принимает его либо отклоняет. Возможен и третий вариант, когда палата вносит изменения в проект закона. Все решенияпалаты по законопроекту оформляются ее постановлением. Законопроект принимается в Палате представителей путем голосования. Как правило,законопроектсчитается принятым, если за него проголосовало большинство членов палаты от ее полного состава (полный состав Палаты представителей – 110 депутатов, полный состав Совета Республики – 64 члена). Принятый Палатой представителей законопроект передается в течение 5 дней в Совет Республики.

 

Пятая стадия: рассмотрение и одобрение законопроекта Советом Республики

 

Совет Республики рассматривает поступивший из нижней палаты законопроект без деления на чтения. По Конституцииверхняя палата обязана рассмотреть проект и принять по немурешение в течение 20 дней. Если Совет Республикисогласен с законопроектом он его одобряет, а если не согласен, то отклоняет. Совет Республики не вправе вносить какие-либо изменения в проект закона. Решение Совета Республики по законопроекту принимается путем голосования членов палаты и оформляется постановлением СР. (≈5-7% проектов законов отклоняются Советом Республики).

Конституция устанавливает механизм для разрешения возможных противоречий между палатами по законопроекту. При отклонении законопроекта Советом Республики палаты вправе создать согласительную комиссию. Она формируется на паритетной (равной) основе из числа членов обеих палат. Если же согласительной комиссией не удалось выработать текст законопроекта, который устроил бы обе палаты, то Президент или по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. В этом случае у нижней палаты есть 3 варианта действий:

1.Принять первоначальный законопроект вопреки возражениям Совета Республики;

2.Принять законопроект с учетом замечаний Совета Республики;

3.Вообще отклонить законопроект.

 

Шестая стадия: подписание закона Президентом

Закон, одобренный Советом Республики,должен быть представлен на подпись Президенту. Без этого ни один закон не может вступить в силу. Подписание закона, который является актом Парламента, нуждается в объяснении. Подписание закона главой государства нацелено на сдерживание Парламента, предотвращение возможных злоупотреблений с его стороны и является тем самым компонентом сдержек и противовесов в рамках разделениявластей. Конституция отводит Президенту Беларуси две недели на рассмотрение закона и принятие решения о его подписании. Если Президент согласен с законом, он его подписывает, если же не согласен, то вправе вернуть его со своими возражениями в Палату представителей. Президент может отклонить закон по любому основанию, но обязан письменно изложить Парламенту мотивы своего решения. Возражения Президента по закону называются вето (лат.veto запрещаю) Президента. Получив возражение от Президента палаты Парламента 1)вправе согласиться с ними, внеся в закон требуемые Президентом изменения или вообще отклонив закон, 2) либо преодолеть возражения Президента, подтвердив ранее принятый закон. Возражения Президента считаются преодоленными, если за это проголосовали не менее 2/3 членов каждой палаты Парламента. Если палатами Парламента такое решение принято, закон вновь поступает на подпись Президенту. В данном случае Президент обязан подписать закон. Закон вступит в силу и в том случае, если он не подписан Президентом.

Примерно 5-7% законов Президент возвращает в Парламент. С 1994 по 1996 Верховный Совет всегда преодолевал вето Президента. После 1996 года палаты Парламента никогда не отклоняли закон.

В 2008 году Президентом был издан Декрет «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного судаРеспублики Беларусь». В соответствии с декретом Конституционный суд наделен целым рядом дополнительных полномочий не отраженных статьей 116 Конституции. Среди этих полномочий обязательный предварительный контроль конституционности всех законов. Закон, который одобрен Советом Республики и поступил Президенту на подпись, направляется Президентом через свою Администрацию в Конституционный суд. Конституционный суд должен в течение 5 дней принять решение о соответствии закона Конституции, либо, наоборот, о неконституционности закона. Свое решение Конституционный суд адресует Президенту. Но оно не имеет для резидента обязательного решения. Президент может подписать закон и с отрицательным решением Конституционного суда.

Все законы, поступившие в Конституционный суд с 2008 года (примерно 200), признаны конституционными.

Седьмая стадия: опубликование закона

Закон, чтобы быть реализованным, должен стать известным лицам, на которых он распространяется. Кроме того статья 34 Конституции гарантирует каждому гражданину Беларуси право на получение информации о деятельности государства. Поэтому законы должны доводиться до сведения не только исполнителя, но и всего общества.

Опубликование – это доведение закона до всеобщего сведения путем воспроизведения его текста в предусмотренных законодательством источниках (источниках официального опубликования).

Источниками официального опубликования законов являются:

1. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь:

a. в печатной форме. В данном случае НРПА понимается как периодическое печатное издание (журнал);

b. в электронной форме. Речь идет об электронной версии периодического печатного издания. Данная электронная версия размещается на национальном правовом интернет-порталеwww.pravo.by

Издание НРПА и ведение портала pravo.by обеспечивается государственным учреждением «Национальный центр правовой информации».

2. Газета «Звязда». В ней публикуются законы, принятые на белорусском языке.

3. Газета «Народная газета». Публикуются законы, принятые на русском языке.

Опубликование закона в перечисленных источниках признается официальным опубликованием. Кроме официального может применяться и неофициальное опубликование закона, но оно не влечет юридических последствий. Официальное опубликование закона имеет важное юридическое значение, которое выражается в двух аспектах:

1.Государство гарантирует достоверность текста закона только в официальных источниках;

2.С датой официального опубликования закона связан момент вступления его в силу.

По общему правилу, установленному в Конституции, закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Однако данный срок может быть изменен самим законом: этот срок может быть больше или меньше 10 дней. В любом случае закон не вступает в силу до его опубликования.

Если в законе написано «вступает в силу после дня опубликования», то он вступает в силу на следующий день. Если написано «в день опубликования», то сегодня. Закон вступает в силу уже с ноля часов.

Рассмотренные стадии законодательного процесса позволяют сделать некоторые выводы:

1.Законопроект становится законом по прошествии не всех стадий законодательного процесса, а уже на парламентском этапе. Подчеркнем, что законопроект становится законом с момента его одобрения Советом Республики.

2.Превращение законопроекта в закон не означает завершение законодательного процесса. Необходимо осуществить еще целый ряд процедур (стадий) для вступления закона в силу. В среднем прохождение законодательного процесса занимает 2,5 года: самой длинной стадией является стадия рассмотрения и принятия законопроекта в Палате представителей, второй по длине – планирование законопроекта – 0,5 лет).