Отделы питомника


План лекции

Тема 2.1. Производственная структура питомника

Саженцы декоративных кустарников

Показатели развития саженцев лиственных декоративных пород

Стандарты на декоративные древесные растения

В стандартах на декоративные древесные растения определя­ются внешние качества растений — развитость надземной части и корней, неповрежденность механическая, неповрежденностьвредителями и болезнями; перечисляются породы, на которые данные стандарты распространяются; регламентируются правила приемки растений и методы их испытаний (оценки), упаковки, маркировки, транспортирования и хранения до посадки на по­стоянное место.

Саженцы лиственных пород (ГОСТ 24909—81) подразделяются на пять групп. В первых двух группах — для некрупных саженцев — выделяются растения первого и второго сортов.

 

Показатель     Норма для групп
I* II* III IV V
Высота саженца, м 2,0-2,5 3,0-3,5 3,5-4,0 4,0-5,0 Более 5,0
Высота -штамба, м 1,0-1,3 1,3-1,8 1,5-2,0 1,8-2,2 1,8-2,2
Диаметр штамба (на высоте 1,3 м от земли), см 2,0-2,5 3 и более Не менее 4,5 Не менее 5,0 Не менее 7,0
Количество скелетных ветвей, шт., не менее
Величина земляного кома, м 1,0x1,0x0,6 1,3x1,3x0,6 1,7x1,7x0,65
Диаметр корневой системы, см 50,0 60,0 - - -
Длина корневой системы, см, не менее 35,0 40,0 - - -
             

Примечания: 1. По согласованию с потребителем допускается выкапывать саженцы 1-го сорта для I группы с земляным комом размером 0,5x0,5x0,4 м, для II группы — 0,8x0,8x0,5 м. 2. Звездочкой помечены данные для саженцев 1-го сорта.

Показатель Норма для групп
    высокорослые среднерослые Низкорослые
Лиственные*
Высота надземной части, см, не более 60 (110) 50(90) 30(60)
Количество скелетных ветвей, шт., не менее 5(6) 4(5) 3(5)
Длина корней, см, не менее 25(30) 20(25) 20(25)
Хвойные
Высота надземной части, см Свыше 50 Свыше 30
Диаметр кроны, см, не менее
Размер земляного кома, см, не менее: диаметр высота        
Вьющиеся
Длина побега, см Количество спелых ветвей, шт., не менее Свыше 50
Длина корневой системы, см, не менее
         

Требования к саженцам деревьев хвойных пород, используе­мых для озеленения городов, содержит ГОСТ 25769—83.

Раздел 2. Организация питомника

Отделы питомника

Маточное хозяйство

От характера выращиваемого материа­ла — конечных размеров выпускаемых растений, ассортимента — зависят технологические схемы выращивания растении разных групп: деревьев, кустарников, привитых форм и др., которые в свою очередь влияют на структуру питомника и организацию его территории. При ведении хозяйства по полному циклу — от раз­множения до выпуска посадочного материала разного характера — в структуре питомника должны быть отделы размножения и фор­мирования. Эти отделы являются главными, определяю­щими всю производственную деятельность и систему организа­ции территории питомника. Для их обслуживания на территории питомника должны быть также маточное хозяйство, хозяйствен­ные сооружения разного назначения, дороги, связывающие раз­ные отделы и участки территории. Помимо основных отделов — размножения и формирования — на территории питомников в зависимости от рыночного спроса могут быть организованы отделы производства плодовых, цветочных культур, а также газонных трав.

В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в откры­том грунте. К отделу размножения относятся и отводковые план­тации. Выращивают растения 1 — 3 года, что зависит от биологи­ческих особенностей растения и от способа размножения. Из от­дела размножения растения пересаживают в отдел формирования.

Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909—81, 25769—83, 26869—86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания. Процесс пересадок называется пе­решколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают расте­ния из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.

В отделе формирования обычно имеются три школы (I, II, III), но иногда бывает и четвертая (IV).

В зависимости от особенностей роста пород и связанной с этим агротехники выращивания школы подразделяют на: школы быст­ро-, умеренно- и медленнорастущих лиственных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих лиственно-декоративных кустарников; школы красивоцветущих медленно- и быстрорастущих кустарников; школы привитых роз; привитых сиреней; привитых форм других видов; школа хвойных кустарников; школа архитектурных форм (стриже­ных) кустарников. Могут быть выделены и другие школы. Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу — про­должительность их выращивания и относительно одинаковая тех­нология выращивания.

В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укоре­ненных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых расте­ния могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пе­ресаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2 — 3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленно­растущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарни­ков; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, приви­тые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специаль­ных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.

Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, посту­пают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укоренен­ные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальней­шее формирование штамба и кроны.

Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медлен­норастущие деревья выращивают 4 — 5 лет до 9— 14-летнего воз­раста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в IIIшколу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустар­ников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с опре­деленным профилем кроны.

В III школу, или школу длительного выращивания, пересажи­вают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие де­ревья и кустарники из IIшколы для получения специальных ар­хитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штам­бовые и полуштамбовые растения.

В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скве­ров, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и ре­ставрационных работ, для использования в озеленении микро­районов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения: 1) крупномерных дере­вьев, гДе деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо раз­витые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса; 2) архитектур­ных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.