Отделы питомника
План лекции
Тема 2.1. Производственная структура питомника
Саженцы декоративных кустарников
Показатели развития саженцев лиственных декоративных пород
Стандарты на декоративные древесные растения
В стандартах на декоративные древесные растения определяются внешние качества растений — развитость надземной части и корней, неповрежденность механическая, неповрежденностьвредителями и болезнями; перечисляются породы, на которые данные стандарты распространяются; регламентируются правила приемки растений и методы их испытаний (оценки), упаковки, маркировки, транспортирования и хранения до посадки на постоянное место.
Саженцы лиственных пород (ГОСТ 24909—81) подразделяются на пять групп. В первых двух группах — для некрупных саженцев — выделяются растения первого и второго сортов.
Показатель | Норма для групп | |||||
I* | II* | III | IV | V | ||
Высота саженца, м | 2,0-2,5 | 3,0-3,5 | 3,5-4,0 | 4,0-5,0 | Более 5,0 | |
Высота -штамба, м | 1,0-1,3 | 1,3-1,8 | 1,5-2,0 | 1,8-2,2 | 1,8-2,2 | |
Диаметр штамба (на высоте 1,3 м от земли), см | 2,0-2,5 | 3 и более | Не менее 4,5 | Не менее 5,0 | Не менее 7,0 | |
Количество скелетных ветвей, шт., не менее | ||||||
Величина земляного кома, м | — | — | 1,0x1,0x0,6 | 1,3x1,3x0,6 | 1,7x1,7x0,65 | |
Диаметр корневой системы, см | 50,0 | 60,0 | - | - | - | |
Длина корневой системы, см, не менее | 35,0 | 40,0 | - | - | - | |
Примечания: 1. По согласованию с потребителем допускается выкапывать саженцы 1-го сорта для I группы с земляным комом размером 0,5x0,5x0,4 м, для II группы — 0,8x0,8x0,5 м. 2. Звездочкой помечены данные для саженцев 1-го сорта.
Показатель | Норма для групп | |||
высокорослые | среднерослые | Низкорослые | ||
Лиственные* | ||||
Высота надземной части, см, не более | 60 (110) | 50(90) | 30(60) | |
Количество скелетных ветвей, шт., не менее | 5(6) | 4(5) | 3(5) | |
Длина корней, см, не менее | 25(30) | 20(25) | 20(25) | |
Хвойные | ||||
Высота надземной части, см | Свыше 50 | — | Свыше 30 | |
Диаметр кроны, см, не менее | — | |||
Размер земляного кома, см, не менее: диаметр высота | — | |||
Вьющиеся | ||||
Длина побега, см Количество спелых ветвей, шт., не менее | — | Свыше 50 | — | |
Длина корневой системы, см, не менее | — | — | ||
Требования к саженцам деревьев хвойных пород, используемых для озеленения городов, содержит ГОСТ 25769—83.
Раздел 2. Организация питомника
Отделы питомника
Маточное хозяйство
От характера выращиваемого материала — конечных размеров выпускаемых растений, ассортимента — зависят технологические схемы выращивания растении разных групп: деревьев, кустарников, привитых форм и др., которые в свою очередь влияют на структуру питомника и организацию его территории. При ведении хозяйства по полному циклу — от размножения до выпуска посадочного материала разного характера — в структуре питомника должны быть отделы размножения и формирования. Эти отделы являются главными, определяющими всю производственную деятельность и систему организации территории питомника. Для их обслуживания на территории питомника должны быть также маточное хозяйство, хозяйственные сооружения разного назначения, дороги, связывающие разные отделы и участки территории. Помимо основных отделов — размножения и формирования — на территории питомников в зависимости от рыночного спроса могут быть организованы отделы производства плодовых, цветочных культур, а также газонных трав.
В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в открытом грунте. К отделу размножения относятся и отводковые плантации. Выращивают растения 1 — 3 года, что зависит от биологических особенностей растения и от способа размножения. Из отдела размножения растения пересаживают в отдел формирования.
Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909—81, 25769—83, 26869—86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания. Процесс пересадок называется перешколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают растения из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.
В отделе формирования обычно имеются три школы (I, II, III), но иногда бывает и четвертая (IV).
В зависимости от особенностей роста пород и связанной с этим агротехники выращивания школы подразделяют на: школы быстро-, умеренно- и медленнорастущих лиственных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих лиственно-декоративных кустарников; школы красивоцветущих медленно- и быстрорастущих кустарников; школы привитых роз; привитых сиреней; привитых форм других видов; школа хвойных кустарников; школа архитектурных форм (стриженых) кустарников. Могут быть выделены и другие школы. Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу — продолжительность их выращивания и относительно одинаковая технология выращивания.
В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укорененных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых растения могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пересаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2 — 3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленнорастущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарников; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, привитые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специальных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.
Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, поступают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укорененные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальнейшее формирование штамба и кроны.
Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медленнорастущие деревья выращивают 4 — 5 лет до 9— 14-летнего возраста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в IIIшколу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустарников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с определенным профилем кроны.
В III школу, или школу длительного выращивания, пересаживают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие деревья и кустарники из IIшколы для получения специальных архитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штамбовые и полуштамбовые растения.
В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скверов, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и реставрационных работ, для использования в озеленении микрорайонов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения: 1) крупномерных деревьев, гДе деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо развитые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса; 2) архитектурных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.