Вопросы для самопроверки
Итоги и особенности общественного движения 60-90 гг.
В этот период завершилось идейное формированиеосновных направлений общественно-политического движения в России : консервативного, либерального и радикального (народнического). Появилось новое - социал-демократическое течение.
Авторитарный режим самодержавной власти, отсутствие политических свобод не допустили организационного оформленияобщественно-политических течений как проправительственного, так и оппозиционного характера. Радикалы, ушедшие в подполье, создают тайные боевые партии. Кроме того, политика властей способствовала отторжению интеллигенции от государства; обусловливала слабость либерально-реформистскогодвижения; рождала крайние, радикальные формы движения, подпольную деятельность и призывы к революции и террору;
Интеллигенция,по ряду причин, стала главным участником общественного движения.
Общественное движение России не только заимствовало идеизападных мыслителей и адаптировала их к русским условиям, но и создавало собственные оригинальные концепции. Народничество же старалось их проверить на практике, не останавливаясь ради этого перед человеческими жертвами.
Противостояние власти и подпольявлияло на общественную атмосферу, развитие культуры, приводило к колебаниям внутриполитического курса.
1. В чем причины того, что именно в России крестьянский, общинный социализм в форме народничества получил в 60-80-х гг. 19 в. поддержку значительной части радикальной интеллигенции?
2. Почему разночинская интеллигенция составляла большинство в общественном движении пореформенной России?
3. Как представляли себе народники будущее устройство общества?
4. Как менялись тактика и методы деятельности революционно народнических организаций от "Земли и воли" 60-х гг. до "Народной воли"?
5. Что объединяло и что отличало между собой концепции П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, П.Н. Ткачева?
6. Почему первые русские социал-демократические организации возникают в начале 80-х гг. 19 в., причем одновременно среди эмигрантов в Женеве и в самой России?
7. Первый русский социал-демократ Г.В. Плеханов резко критиковал народничество. Но вместе с тем он, во-первых, до 1883 г. был одним из руководителей народничества, во-вторых, писал, что произведения анархиста-народника М.А. Бакунина более всего подготовили его к восприятию марксизма. Есть ли здесь противоречие? Почему? Чем бакунизм мог подготовить к восприятию марксизма?
8. Какие особенности русской истории вызвали к жизни идею некапиталистического пути развития, т.е. идею о переходе от феодализма к социализму, минуя капитализм?
9. В чем причины распространения радикализма в России? Почему либерализм в России не смог стать доминирующим направлением в общественном движении?
ЛИТЕРАТУРА к теме 34
1.Антонов В.Ф. Народничество в России: утопия или отвергнутые возможности // Вопросы истории. 1991. 1.
2.Бакунин М.А. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. 1994.
3.Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Гл. 1-5.
4.Грановский Т.Н. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.
5.Дудзинская Е.А. славянофилы в пореформенной России. М., 1994.
6.Зверев В.В. Реформаторское народничество и проблема модернизации России. М., 1997.
7.Кавелин К.Д. // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 2. М., 1996.
8.Кельнер Е.М. М.Стасюлевич и либеральная оппозиция в 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. // Отечественная история. 1992. 4.
9.Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1987.
10.Костылев В.Н. Выбор Льва Тихомирова // Вопросы истории. 1992. 6-7.
11.Лавров П.Л. // Русские писатели. 1800 -1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994. С.263-268.
12.Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1994.
13.Нечаев С.Г. Катехизис революционера // Родина. 1990. 2.
14.Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли ХIХ -первой трети ХХ столетия. М., 1997.
15.Пирумова Н.М. Бакунин. М., 1970.
Тема 35
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.