Сельское хозяйство и крестьянство


К темам 7-8

Вопросы для самопроверки

1. Каковы особенности образования русского единого государства? Какие факторы и почему играли решающую роль в объединении страны?

2. Объясните, почему именно Москва стала центром объединения. Существовала ли "тверская альтернатива"? Смоделируйте возможный вариант развития Руси, если бы ее столицей стала Тверь. Оцените личность и политику Ивана Калиты.

3. В чем Дмитрий Донской продолжил, а в чем прервал политическую традицию, идущую от Ивана Калиты. Покажите на схеме ход Куликовской битвы. Каково ее историческое значение?

4. Причины и историческое значение победы Василия II Темного в феодальной войне

5. Покажите на карте ход складывания территории Московского государства.

6. В чем заключалась система центрального и местного управления Русского государства?

7. Какие точки зрения существуют в исторической науке о природе русской государственности рубежа ХV-ХVI вв.?

8. Каковы причины складывания самодержавной формы государственности в России?

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск,1991.

2.Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России: Социально- экономические проблемы. - М., 1980.

3.Зимин А.А. Россия на рубеже ХV-ХVIстолетий: Очерки социально-политической истории. М.,1982.

4.Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России ХVв. М.,1991.

5.Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (ХV-ХVIвв.) М.,1985.

6.Кучкин В.И. Дмитрий Донской // Вопросы истории, 1995, 5-6.

7.Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. 4-5.

8.Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в ХIV-ХVIIв. М.,1969. Гл.1-3.

9.Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в ХIV-ХVвв. М.,1960.

10.Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории РоссииIХ-нач.ХХ в. М.,1991, с. 34-75.

11.Хрестоматия. Т.1. РазделIV-VI.

 

 

Тема 9
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI В.

Россия этого времени представляла собой аграрную страну со значительным преобладанием сельского населения. (Из примерно 6 млн. жителей в городах к середине века обитало не более 5%). Главным занятием оставалось земледелие. Все более распространялась трехпольная система , постепенно вытеснявшая подсеку на север. В силу низкого плодородия почв и сурового климата (короткое лето не позволяло тщательно обрабатывать землю) урожайность была крайне низкой. В результате земледелие сохраняло экстенсивный характер, что порождало колонизацию как новых территорий (на Севере, в Приуралье, за Окой), так и освоение леса под пашню во внутренних районах. Главным орудием труда крестьян, как и раньше, была соха, которая несколько усовершенствовалась ( т.н. соха-косуля) и по своим пахотным возможностям приближалась к плугу. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, огородные культуры. Мускульная сила человека и животного являлась единственным источником энергии. Сложным природным условиям крестьяне противопоставляли смекалку, вековой опыт и объединение своих усилий в рамках больших патриархальных семей, которые, в свою очередь, сплачивались в общины.

1-ую пол. ХVI в. можно охарактеризовать как "золотой век" русского земледельца. Благодаря освоению леса под пашню (т.е. "внутренней колонизации") увеличилось наделение крестьянского дворохозяйства землей (от 10 до 15 десятин земли в 3-х полях). Выросла и численность крестьянской семьи (до 10 душ обоего пола в среднем), что обеспечивало хозяйство необходимой рабочей силой. Правда, ощущалась нехватка сенокосов и относительный дефицит домашнего скота. Крестьяне продолжали заниматься различного рода промыслами, особенное развитие получили домашние ремесла. В это время сохранялись еще традиционные ставки налогов и сборов, которые были не очень обременительными. В среднем крестьянское хозяйство отдавало государству и своему феодалу до 30% совокупного продукта, что еще не могло сдерживать его хозяйственную инициативу. Таким образом, государство и служилое сословие, с одной стороны, обеспечивали внешнюю безопасность и внутреннюю политическую стабильность для экономической деятельности крестьянства, а с другой, не настолько еще окрепли, чтобы изымать значительную долю произведенного продукта и тем самым лишать производителей материальной заинтересованности в результатах труда. Все это создавало условия для роста производства и накопления ресурсов крестьянскими хозяйствами. Однако главной целью крестьян являлось не расширение производства и тем более не получение дохода, а удовлетворение потребностей семьи в пище, одежде, тепле и жилище, а также обеспечение условий для продолжения простого производства.

Таким образом, крестьянское хозяйство по своей сути оставалось потребительским, накопление же осуждалось как общинной, так и христианской моралью, что также препятствовало расширению производства. Кроме того, на пути расширенного воспроизводства стояла и вся совокупность природных факторов, лимитировавшая возможности крестьянского хозяйства. В итоге все это делало его крайне уязвимыми от различного рода случайностей, "внешних факторов", и особенно - от политики государства.

Помимо экономического, в это время происходит улучшение социального и правового статусов земледельцев. Сам факт распространения термина "крестьяне" и вытеснения сословно ущербных, отражающих неравноправное положение земледельцев понятий, например, "смерды", "сироты", тому свидетельство. Крестьянин получил право свободного выхода в "Юрьев день". Он являлся и субъектом права: мог судиться со своим феодалом, свидетельствовать на суде. Более того, по Судебнику 1497 г. "лучшие крестьяне" присутствовали на суде бояр-кормленщиков в качестве "судных мужей". Крестьянин еще не нес ответственности своим имуществом за несостоятельность своего феодала. С 30-х годов ХVI в. черносошные и владельческие крестьяне принимают участие в деятельности органов местного самоуправления.

Крестьяне объединялись в общину, чьи нормы и традиции регулировали хозяйственную и духовную жизнь. Она воздействовала на крестьянское землепользование, контролировала сенокосные угодья и промысловые территории, служила посредником в отношении крестьян со своим феодалом и государством. В целом община обеспечивала экономические, социальные, правовые и духовные условия жизнедеятельности входящих в нее семей.

Наряду с различными формами феодального землевладения, в России сохранялись и свободные крестьянские владения на т.н. " черносошных землях" (сохой называли меру площади обрабатываемой земли, "черными", в отличие от "обеленных" - тех, кто платил налоги государству). Черносошные крестьяне, в отличие от "владельческих" оставались полностью свободными и платили налоги великому князю. В начале ХVI в. они были достаточно многочисленны даже в центральных уездах. Постепенно государство стало передавать черносошные земли в поместье, что означало для крестьян изменение их статуса - превращение во "владельческих". Но так как поначалу помещик выступал в качестве их покровителя, не отбирал в непосредственное свое распоряжение общинные земли (рост барской запашки начался позже - не ранее середины ХVI в.) и даже защищал крестьян от внешних посягательств, то, при сохранении общего уровня жизни, а фактически - социального и правового статуса, крестьяне смирялись с изменением своего положения.