Политическое господство как форма институализации власти. Теория легитимности господства М. Вебера


Принцип разделения властей, его смысл и значение

Структура политической власти

1. Субъекты: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии, общество (но не всегда).

2. Объекты: индивид, социальная группа, класс.

3. Ресурсы власти: экономические, силовые, социальные, информационные, политико-правовые, демографические.

 

Принцип разделения властей предполагает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.

Единство и целостность государства не позволяют ставить вопрос о том, какая власть важнее и в силу этого должна обладать большими властными полномочиями. Ни одна из них не может существовать без двух других.

Принцип "разделения властей" не противостоит единству государственной власти. Он не отрицает "единство власти", но отрицает "единовластие". Смысл принципа "разделения властей" состоит:

1.Не в разграничении функций, а в недопущении средоточия всей власти в одной из ее ветвей, установления ее "единовластия", а говоря иначе - диктатуры.

2. Определить функции каждой из ветвей власти, проведение их разграничения, а также определение полномочий и компетенции образующих их органов власти. Это - дополнительная цель разделения властей, хотя и крайне важная.

3. Обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти.

4. Наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.

В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов, предотвращая узурпацию власти, ее монополизацию.

 

 

Проявления власти в обществе изменчивы, многообразны и относительно. Для того чтобы ее упорядочить, сделать функционально способной ее необходимо институционализировать, закрепить в форме политического господства. Политическое господство – это структурирование в обществе отношений командования и подчинения.

Политическое господство как институционализмрованная власть может по-разному оцениваться обществом. Положительная оценка, согласие общества ей подчиняться означает легитимность власть. Большой вклад в разработку теории легитимного господства внес немецкий социолог М.Вебер, выделивший три легитимного господства:

1. Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки.

2. Харизматический тип господства - основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности.

3. Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам.