R I куплет R II куплет R III куплет R


Виреле.

Муз.строки А В А А А В А В

Рифмы a a a a a a a a

Строки стиха А В С А D E А В

Рондо

Жанры и формы рондо, виреле, баллата, лауда, баллада, эстампи, лэ

Stollen 2. Stollen 3.Abgesang

А А В

(1-й штоллен, 1-я столла); (2-й штоллен, 2-я столла); (абгезанг) припев

Aufgesang (ауфгезанг)

Мелодически форма бар преимущественно была репризной, то есть в конце припева повторялся один штоллен, иногда — его часть, и это не было обусловлено повторением текста стиха, а было музыкальной закономерностью — привести форму строфы к эстетической законченности. Мелодия при этом украшалась колоратурами, называвшимися «Blumen», «цветки».

 

Культура, в которой развивались рондо, баллада, виреле, баллата, лэ в XIV-XV вв., была по своему типу придворно-рыцарской, аристократической. Начавшаяся с XIV в. эпоха Ars nova давала установку на замысловатость, изысканность, доступность лишь для избранных. Веяния предвозрождения и Возрождения сказывались в тематике — любовной, куртуазной, исповедующей культ Прекрасной дамы, воспевающей радости жизни. Автор, как и в средневековье, продолжал оставаться поэтом-композитором. Формы — тексто-музыкальные, но с все большим накоплением собственно музыкальных средств. Складываются первые образцы полифонических канонов, включая сугубо рационалистические ракоходные.

Французский музыкальный жанр рондо связан с формами французской поэзии — рондо, рондель, триолет. Относится к группе рефренных форм, наряду с виреле, баллатой, лаудой. Имеет целый ряд структурных вариантов, в зависимости от формы стиха— 8-, 11-, 13-, 16-, 21-, 24-строчные.

8-строчное рондо имеет следующую схему:

Как видим, последование строк стиха и музыкальных строк в целом не совпадает, но порядок музыкальных строк ориентирован на порядок рифм стиха. Совпадающие же тексто-музыкальные строки образуют припевы, или рефрены: два полных, обрамляющих рефрена AB и один сокращенный припев А внутри формы.

Форма является музыкально-стиховой, так как 8-строчие стиха определяет собой и музыкальную структуру из 8 музыкальных строк. Она является строчной, поскольку в конце каждой из 8 музыкально-поэтических строк делается каданс.

Рондо с большим количеством строк имеет соответственно и более многострочные рефрены.

Французское виреле (от старофр. vireli — припев, рефрен) имеет, как и рондо, рефренную структуру: в многокуплетной форме каждый куплет обрамляется припевом (рефреном — R). Схема формы виреле такова:

сл. а b с d а e f g а h i k ... a

муз. а b b а а b b а а b b a ... a

По общей структуре виреле более других рефренных строчных форм предвосхищает будущее классическое рондо.