Особенности деятельности дошкольника
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Для младшего дошкольника — это конструктивная игра, для среднего и старшего дошкольного возраста — сюжетно-ролевая. Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
Игру называют «королевой детства» (Даниил Борисович Эльконин). При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребенка. Игра — это особая сфера человеческой активности, в которой не преследуется других целей, кроме получения удовольствия.
Игра выступает одновременно как бы в двух измерениях – в настоящем и будущем. С одной стороны она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей, с другой – она всегда направлена в будущее, т. к. в ней либо моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, умения, способности, несводимые к физической закалке, либо происходит тренировка выполнения социальных функций.
Игра – средство многостороннее:
Ø это самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности;
Ø это средство сплочения детской общности;
Ø это метод организации других видов деятельности;
Ø это способ общения.
Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие – дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая тем самым умственные операции. От мышления в предметном манипулировании они переходят к мышлению представлениями, развивая способность действовать во внутреннем плане, т.е. способность к умственным действиям.
На протяжении дошкольного возраста содержание игры качественно изменяется: если для младшего дошкольника основное содержание игры – воспроизведение чужих действий на основе подражания, то старший дошкольник включается в роль, проигрывая отношения людей, интерпретируя их сообразно собственному пониманию ситуации.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернуто действие и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Как всякая творческая деятельность сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражения ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом игровые действия малыша (крутит руль машины, готовит обед и т.д.) — одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят следующим образом:
Ø бытовые (игры в семью, детский сад),
Ø производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин),
Ø общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку).
На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходили серьезные события, которые существенно отражались на жизни людей. Такие события всегда порождали новые сюжеты детских игр. Например, в течение многих лет дети нашей страны играли в войну, в партизан, современные дети в играх используют сюжеты боевиков. В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей: игры в семью, школу, лечение больных и т.д. Естественно, эти сюжеты в играх детей разных времен и народов отличаются своим содержанием, как отличается все и в реальной жизни.
В зависимости от глубины представлений ребенка о действительности взрослых меняется и содержание игр. Например, дети младшей группы, изображая в игре врача, многократно повторяли одни и те же действия: измеряли температуру, смотрели у больного горло. После того как малышам сделали прививки, в игровом изображении врача прибавились новые действия. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отображается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек – предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек – человек»), а сами предметы легко заменяются или только мысленно представляются.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми: покормили куклу — уложили спать. Однако на четвертом году жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Например, играющие начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта, из книг, которые им читали, из сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра. На пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отображаемых событий.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о нем. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей его жизни. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. Так, разыгрывая роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы, а также предметы-заместители. Ролевое взаимодействие между играющими детьми осуществляется посредством предметно-игровых действий. В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых взяты другими детьми. В играх появляются ролевые диалоги.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит следующие этапы развития игровой деятельности:
1) ознакомительная игра – ее содержание составляют действия-манипуляции: взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные предметы (игрушки). К игрушкам младенец тянется уже с трех-четырех месяцев, рассматривает их, случайно натыкаясь на игрушку, радуется, пытается повторить движение. В пять-шесть месяцев ребенку предлагают игрушки из разных материалов, отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушку, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка, которая является предпосылкой развития целенаправленности.
2) отобразительная игра – в ней действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предметов и на достижение с их помощью определенного эффекта. Ребенка учат играть с предметами в зависимости от их свойств и назначения. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия
3) сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Для этого необходимо наличие образных игрушек, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач («Мишка устал, уложи его спать»; «Зайка хочет кушать, свари ему кашку»). Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.
Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, взрослый обыгрывает жизненные ситуации, например, видоизменяет их. К концу этого периода меняется характер подражания: ребенок в игре передает действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали.
Наряду с сюжетно-ролевой игрой дети дошкольного возраста осваивают продуктивные виды деятельности, также являющиеся фактором их развития. Важнейшей из них является рисование. Все дети любят рисовать. Вероятно, психологический смысл детского рисунка заключается в предоставлении возможности самовыражения. Освоение рисования как деятельности проходит ряд стадий:
1) стадия лишенных смысла штрихов (в течение третьего года жизни). На этой стадии ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, он лишь подражает действиям взрослых;
2) схематическая стадия (четвертый-пятый год) тянется долго, проходя ряд этапов. Человек на этой стадии, к примеру, изображается вначале в виде головы на подпорках, затем наступает этап «ручки-ножки-огуречик»;
3) стадия правдоподобных рисунков – характеризуется постепенным отказом от схем и попытками воспроизвести действительный образ предмета: если это человек, то уже в каком-либо действии, части его тела имеют изгибы, изображается одежда; непропорциональность при этом сохраняется;
4) стадия правильных изображений. На этой стадии изображения в значительной степени теряют свою детскость, образы становятся легко узнаваемыми, начинают выдерживаться пропорции, характерные для взрослых рисунков.
Подводя итог, выделить следующие основные причины, обуславливающие специфику детских рисунков:
Ø несовершенство детского рисунка обусловлено недостаточностью или своеобразием зрительных образов;
Ø нарисованные образы могут не совпадать с реальными объектами потому, что с ними не совпадают образы памяти; эта неясность воспоминаний может быть связана как со слабостью самой детской памяти, так и с недостатками наблюдений;
Ø существенное значение могут иметь и слабость моторики мелкой мускулатуры, и недоразвитие зрительно-моторной координации;
Ø дети стремятся воспроизвести лишь общую идею предмета. Ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает;
Ø художественная деятельность ребенка выполняет только выразительную функцию;
Ø вместе с тем детское художественное творчество тесно связано с общей активностью, являясь одним из способов выражения стремления детей к деятельности. В этом смысле рисование сближается с игрой: оно, как и игра, должно быть абсолютно свободным и приносить удовольствие, исподволь оказывая влияние на психическое развитие.
Сказанное не означает, что взрослым вовсе не следует вмешиваться в техники детского рисования: корректное обучение способно выступить в качестве зоны ближайшего развития и усилить эффективность продуктивной художественной деятельности детей.
К продуктивной деятельности, помимо рисования, относятся конструирование, аппликация и лепка. Наравне с рисованием конструирование способствует развитию творческих способностей детей, выполняя при этом и дополнительную развивающую функцию – оно «работает» на становление таких умственных операций как анализ и абстрагирование. Конструктивная деятельность требует специальных способов действий, расширяющих арсенал двигательных и когнитивных операций детей. В дошкольном возрасте дети осваивают три вида конструирования: по образцу, по условию, по замыслу.
Психологическое значение аппликации и лепки совпадает со значением художественно-изобразительной деятельности. При этом следует выделить особую их роль для развития мелкой мускулатуры кисти. Упражнения в аппликации и лепке наилучшим образом развивают сенсо-моторную координацию ребенка.