Характеристики психического развития.


Сущность психического развития и его показатели

Тема 7.3 Проблема психического развития человека

Вопросы темы:

7.3.1 Сущность психического развития и его показатели.

7.3.2 Факторы и условия психического развития:

7.3.2.1 факторы психического развития, их характеристика;

7.3.2.2 характеристика подходов к проблеме соотношения обучения и развития.

Определение понятия «развитие».

Проблема развития составляет основание психо­логии. Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Развитие происходит в трех областях – физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся размеры и формы тела, органов, структуры мозга, сенсорные возможности и двигательные (моторные) навыки. К когнитивной области относятся все умственные способности и психические процессы. В психосоциальную область входят все свойства личности и социальные навыки, индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования. Развитие в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение явления. Основными про­цессуальными характеристиками любого развития являются:

Ø не­обратимость выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначаль­ном варианте;

Ø направленность реализуется в движе­нии развития от низших форм состояний явлений к высшим;

Ø закономерность проявляется как обязатель­ность существования устойчивых связей между всеми новообразованиями процесса развития. Развитие все­гда дает качественные изменения, в ходе его осуще­ствляется переход из одного качественного состояния в другое.

Различают два типа развития:

Ø преформированный (замкнутого и заданного цикла – например, эмбрио­генез);

Ø непреформированный (ход развития и его ко­нечный результат неизвестны – филогенез (историческое развитие организмов), онтогенез (индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти), социогенез (происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях), культурное развитие).

Предметом возрас­тной психологии является онтогенетическое развитие психики, относящееся к непреформированному типу. Его следует понимать как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Оно не имеет конечного результата, пере­ход растущего человека на более высокую ступень психической жизни – процесс бесконечный. Онтоге­нез имеет стадиальный характер. Последовательность стадий необратима и предсказуема. При этом в каж­дом возрастном периоде можно наблюдать существен­ные индивидуальные различия в психическом разви­тии. Процесс психического развития наиболее интен­сивен в детских возрастах, но он продолжается и в зрелом возрасте. Его основными факторами в эту пору являются образование и самообразование, профессиональный труд, семейная жизнь, воспитание детей. Психика и ее высший уровень – сознание – развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой, овладения обще­ственно выработанными способами действий и языко­выми средствами общения.

Психическое развитие не должно смешиваться или отождествляться с развитием организма. Если биологическое развитие организма имеет конечную цель — создание организма определенного вида и за­канчивается при достижении этой цели, то психичес­кое развитие бесконечно. Но при этом оно не существует вне организма с его ограниченными возможно­стями, и поэтому тоже ограничивается временем и содержанием.

Психическое развитие идет по пути дифференци­ации: выделения отдельных функций психики с их последующей интеграцией в новые формы. При этом новые, более слож­ные структуры подготавливаются старыми и частично складываются из их элементов.