Характеристики психического развития.
Сущность психического развития и его показатели
Тема 7.3 Проблема психического развития человека
Вопросы темы:
7.3.1 Сущность психического развития и его показатели.
7.3.2 Факторы и условия психического развития:
7.3.2.1 факторы психического развития, их характеристика;
7.3.2.2 характеристика подходов к проблеме соотношения обучения и развития.
Определение понятия «развитие».
Проблема развития составляет основание психологии. Развитие – изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды.
Развитие происходит в трех областях – физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся размеры и формы тела, органов, структуры мозга, сенсорные возможности и двигательные (моторные) навыки. К когнитивной области относятся все умственные способности и психические процессы. В психосоциальную область входят все свойства личности и социальные навыки, индивидуальный стиль поведения и эмоционального реагирования. Развитие в этих трех областях происходит одновременно и взаимосвязано.
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение явления. Основными процессуальными характеристиками любого развития являются:
Ø необратимость выступает как отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию в его первоначальном варианте;
Ø направленность реализуется в движении развития от низших форм состояний явлений к высшим;
Ø закономерность проявляется как обязательность существования устойчивых связей между всеми новообразованиями процесса развития. Развитие всегда дает качественные изменения, в ходе его осуществляется переход из одного качественного состояния в другое.
Различают два типа развития:
Ø преформированный (замкнутого и заданного цикла – например, эмбриогенез);
Ø непреформированный (ход развития и его конечный результат неизвестны – филогенез (историческое развитие организмов), онтогенез (индивидуальное развитие организма от оплодотворения до смерти), социогенез (происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях), культурное развитие).
Предметом возрастной психологии является онтогенетическое развитие психики, относящееся к непреформированному типу. Его следует понимать как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Оно не имеет конечного результата, переход растущего человека на более высокую ступень психической жизни – процесс бесконечный. Онтогенез имеет стадиальный характер. Последовательность стадий необратима и предсказуема. При этом в каждом возрастном периоде можно наблюдать существенные индивидуальные различия в психическом развитии. Процесс психического развития наиболее интенсивен в детских возрастах, но он продолжается и в зрелом возрасте. Его основными факторами в эту пору являются образование и самообразование, профессиональный труд, семейная жизнь, воспитание детей. Психика и ее высший уровень – сознание – развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающей социальной средой, овладения общественно выработанными способами действий и языковыми средствами общения.
Психическое развитие не должно смешиваться или отождествляться с развитием организма. Если биологическое развитие организма имеет конечную цель — создание организма определенного вида и заканчивается при достижении этой цели, то психическое развитие бесконечно. Но при этом оно не существует вне организма с его ограниченными возможностями, и поэтому тоже ограничивается временем и содержанием.
Психическое развитие идет по пути дифференциации: выделения отдельных функций психики с их последующей интеграцией в новые формы. При этом новые, более сложные структуры подготавливаются старыми и частично складываются из их элементов.