Вопрос:Приведите примеры выдающихся музыкантов, которых вы знаете.


Некоторые общие характеристики детей с выдающимися музыкальными способностями

Структура музыкальных способностей.

Напомним, что под структурой понимается способ связи элементов.

Например, Н.А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство размера, чувство тональности и т.п.

По определению Теплова Б.М., структура музыкальных способностей состоит из ладового чувства (которое проявляется в эмоциональном «узнавании» мелодии), слухового представления (выражающегося в точном воспроизведении мелодии по слуху) и музыкально-ритмического чувства. Эти три частные способности и образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки (Б.М. Теплов). Запишем структуру способностей Теплова.

Американский психолог К. Сишор полагал, что в основе любых музыкальных способностей лежит способность человека различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности: от чувствительности слуха к высоте и тембру зависит восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты. Не менее важным Сишор считал Музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения, хорошую музыкальную память и «музыкальное чувство» (т.е. единство музыкальности и творческих способнотей).

Причины расхождений во взглядах на музыкальные способности заключаются в том, что музыкальная деятельность требует множества разных способностей, и они могут комбинироваться различными способами у разных людей и в разных видах музыкальной деятельности, а также состоит в том, что структура музыкальных способностей изменяется с возрастом, в зависимости от характера музыкального обучения и накопления музыкального опыта человека.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет.

Примеры:

Моцарт Вольфганг Амадей

(27.01.1756 – 5.12.1791) – австрийский композитор, скрипач. Трехлетним ребенком уже подбирает на клавесине терции и секстеты. В возрасте примерно 5 лет, начинает сочинять менуэты.

Людвиг ван Бетховен (17.12.1770 - 26.3.1827) – немецкий композитор. Рано научился играть на клавесине, органе, скрипке, альте, а также на флейте.

Сергей Васильевич Рахманинов (1.04.1873 – 28. 03.1943) – русский композитор, пианист-виртуоз и дирижёр. В 4 года играл с дедом на рояле в четыре руки сонаты Бетховена.

Фридерик Шопен (01.03.1810 - 17.10.1849) - польский композитор и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепьяно, сочинять музыку.

Александр Сергеевич Даргомыжский (2.02.1813 – 5.01.1869) – русский композитор, певец, вокальный педагог. Пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно на шестом году.

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами.

Текст под запись:

Общие черты музыкально одаренных детей:

- с самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров;

- в 2-3 года они хорошо различают все мелодии, хорошо интонируют;

- узнав название нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают, рано и свободно читают ноты с листа

- одарённые дети способны концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая другие, в том числе и общение с другими детьми

- дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки;

- рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху;

- в возрасте около 5 лет характерно стремление воспроизводить на инструменте все слышимое;

- легко овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких музыкальных инструментах одновременно;

- у них наблюдается склонность импровизировать на инструменте, вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

По внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые; они скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели обгоняют его. Важно то, что музыкальные проявления одаренных самопроизвольны и практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их сверстников, для которых обучение выступает своего рода толчком и условием для раскрытия музыкальных способностей.

Одаренный ребенок рано и зачастую остро начинает чувствовать, что он не такой, как другие дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в силу ранней профессионализации обучения и даже просто из-за особенностей самой музыкальной деятельности: необходимо беречь руки, голос. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и изолированности от сверстников.