Тема 7.2 Основные методы и принципы возрастной психологии


Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии.

В опоре на культурно-истори­ческую теорию была создана теория деятельности А.Н. Леонтьева, согласно которой психическая функ­ция есть производная деятельности. Практическим воплощением этой теории явилась, в частности, методика развития относительного музыкального слуха у детей, лишенных аб­солютного звуковысотного слуха.

На основе культурно-исторической теории была разработана и теория формирования умственных дей­ствий П.Я. Гальперина – поэтапного формирования умственных дей­ствий, активно используемой в развивающем обучении:

1) ребенок выполняет внешнее предмет­ное действие,

2) действие приобретает внешнеречевую форму,

3) уровень развернутой внутренней речи,

4) собственно умственное действие – мысль.

Теория поэтапного формирования ум­ственных действий по существу является развитой кон­цепцией формирования высших психических функций.

Другим концептуальным детищем культурно-исто­рической теории стали теория учебной деятельности В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконинаитеория развиваю­щего обучения Л.В. Занкова, которые представляют собой целостные системы формирования личности ребенка в реальных условиях школьного обучения. В настоящее время системы школьного обучения, по­строенные на основе указанных теорий, представляют собой альтернативу существующей традиционной си­стеме.

Феноменальный прорыв в возможностях развива­ющего обучения совершила теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского – А.И. Мещеряко­ва, наметившая начальные этапы формирования пси­хики у слепоглухонемых детей. Основываясь на этой теории, специалисты школы-интерната для данной ка­тегории детей в подмосковном Загорске (ныне г. Сер­гиев Посад) добивались значительных результатов по формированию из этих детей дееспособных членов общества.

Вопросам психического развития детей дошкольно­го возраста посвящены исследования А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, М.И. Лисиной, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъякова, B.C. Мухиной; возрастным осо­бенностям школьников – исследования Б.Г. Ананьева, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина; вопросам развития уча­щихся в учебном процессе – исследования Н.А. Менчинской, А.К. Марковой, Л.И. Божович, А.А. Люблинской; проблеме развития способностей у детей – исследо­вания Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтес. Современная отечественная возрастная психология находится в активном поиске путей наибо­лее эффективного психического развития детей и мо­лодежи.

Вопросы темы:

7.2.1 Классификация методов психологического исследования

7.2.2 Принципы исследования и их специфика