Текст под запись: уровни диагностики эмоциональных состояний


Диагностика эмоционально-аффективной сферы детей дошкольного возраста

Традиционными методами изучения эмоциональных состояний школьников являются наблюдение, опросник, анкетирование. Процедура обследования вызывает интерес у испытуемого, представляет возможность для его естественного поведения и проявления эмоциональных состояний, осуществления самостоятельного выбора игровых действий.

Диагностика эмоциональных состояний возможна на трех уровнях.

1. адаптивно-мобилизирующем (выявление изменения параметров состояния на физиологическом уровне),

2. поведенческо-экспрессивном (отслеживаются внешние выражения состояния в мимике, поведении, голосе)

3. субъективно-оценочном (испытуемый в устной или письменной форме выражает субъективную оценку своих переживаний на основе собственного восприятия и анализа).

Эмоциональное состояние имеет внешнюю сторону выражения (вербальные и невербальные знаки), внутренний план содержания (понимание и осознание человеком своего состояния) и физиологическую основу (изменение состояний организма). В соответсвии с этим диагностику эмоциональных состояний можно проводить в трех направлениях:

Текст под запись:

1) Изучение осознаваемых компонентов состояния, выражаемых в субъективноых переживаниях.

2) Изучение выразительных компонентов состояния, проявляющихся в поведении, речи, пантомимике, продуктах деятельности.

3) Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях организма.

Цветовые и игровые методики являются наиболее приемлемыми для диагностики эмоциональных состояний дошкольников.

 

У детей дошкольного возраста по разным причинам сильнее и чаще всего страдает аффективно-эмоциональная сфера, и поэтому изучение детей надо начинать с таких параметров, как тревожность, агрессивность, страх.

Текст под запись: Исследование аффективно-эмоциональной сферы дошкольников надо начинать с таких параметров, как тревожность, агрессивность, страх.

Вопрос: Какие методики можно использовать для выяснения таких параметров, как тревожность, агрессивность, страх?

Для выяснения этих особенностей можно использовать различные рисуночные методики, например, «Дом, дерево, человек» (диагностика тревожности и агрессивности) или методику «Нарисуй человека».

Вопрос: Какие методы выявления страхов у детей дошкольного возраста являются наиболее распространенными?

Текст под запись Для выявления страхов у детей дошкольного возраста наиболее распространенным методом является беседа о страхах, в процессе которой выявляются и уточняются преобладающие виды страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Беседа с ребенком проводится индивидуально, ему задается вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься ...» (и далее называются различные виды страхов, например, посторонних людей)

 

Вопрос:Какие страхи присущи детям-дошкольникам?

Все страхи можно разделить на несколько групп: «медицинские» (боль, уколы, врачи, болезнь), страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война), страхи смерти (своей, родителей), страхи животных и сказочных персонажей, страхи кошмарных снов и темноты, социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания, опознания, одиночества), «пространственные» страхи (высоты, воды, замкнутого пространства).

На основе полученных на перечисленные вопросы ответов психолог делает вывод о наличии у детей страхов. Большое количество разнообразных страхов у ребенка свидетельствует уже о предневротическом состоянии. Таких детей следует относить к «группе риска» и проводить специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таким детям проконсультироваться у психотерапевта).

Однако, для того чтобы сделать адекватное заключение об эмоциональных особенностях ребенка, психологу необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом.

Также успешно может быть использована проективная методика А.И. Захарова «Что мне снится страшное, и чего я боюсь днем». В инструкции ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится, то, что его пугает. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений.

Еще одним вариантом является предложенная М. Панфиловой методика «Страхи в домиках». Ребенку предлагается нарисовать два дома – красный и черный (возможен вариант предъявления ребенку листа с уже нарисованными домами). В эти дома либо самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), либо с помощью психолога (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять. Автор предполагает, что данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

Текст под запись: Для выявления страхов у детей дошкольного возраста наиболее распространенными методиками являются М. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А.И. Захарова «Что мне снится страшное, и чего я боюсь днем», различные рисуночные методики, например, «Нарисуй человека».

 

При исследовании эмоциональной сферы, например, тревожности дошкольников важно избежать субъективизма. Поэтому стоит знающим его (ребенка) взрослым оценить его поведение. При этом стоит использовать несколько методик, задействовать в исследовании не только родителей, но и воспитателей, людей, имеющих непосредственный контакт с ребенком.

Вопрос: Какие признаки выделяют повышенный уровень тревожность детей-дошкольников?

Например, уровень тревожности можно исследовать по таким признакам как:

-повышенная возбудимость, напряженность, скованность

- страх перед новым, незнакомым, непривычным

- неуверенность в себе, заниженная самооценка

- ожидание неприятностей,тнеудач, неодобрение старшх

- исполнительность, развитое чувство ответственности

- безынициативность, пассивность, робость

- склонность помнить скорее плохое, чем хорошее.

Каждый отдельный признак не является свидетельством выраженной тревожности.

В некоторых случаях целесообразно использовать тест тревожности, который позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от 4 до 7 лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности. Авторы теста тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

Авторы теста рассматривают тревожность как вид эмоционального состояния, назначение которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Повышенный уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Выявление уровня тревожности позволяет оценить внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуации и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду. Диагностика уровня тревожности ребенка позволяет скорректировать поведение для того, чтобы не травмировать ребенка, и при необходимости провести коррекционную работу с целью формирования адекватного уровня тревожности.

Для проведения теста необходим специальный экспериментальный материал: 14 рисунков, на которых изображены типичные для жизни ребенка ситуации. Каждый рисунок изображен в 2 вариантах: для девочек и мальчиков. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя вариантами детской головы, лица: улыбающееся и печальное. Исследователь задает вопрос ребенку, например, «Как ты думаешь, какое будет лицо у ребенка (печальное или радостное), когда он...» (исследователь произносит какую-либо ситуацию). Ребенку необходимо выбрать один из вариантов лица. Полученные данные подвергаются и колическтвенному и качественному анализу.

Текст под запись:Уровня тревожности детей дошкольного возраста можно определить с помощью специального проективного теста тревожности. Авторы теста тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен.

 

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трех–пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности.

Вопрос:Какого ребенка можно назвать агрессивным на ваш взгляд?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать:

- на кого он нападает (на более младшего, слабого, на себя, на животных);

- как часто он это делает;

- нападает он первым или нет, в каких обстоятельствах это делает и провоцирует ли его кто-то в этот момент;

- степень социальной опасности проявляемой агрессии.

Вопрос:Откуда берутся маленькие агрессоры?

Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин. Текст под запись: наиболее значимыми из которых являются: такие, как стремление привлечь к себе внимание сверстников, стремление получить желаемый результат, стремление быть главным, защита и месть, подражание действиям и поведению взрослых, родителей, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство

Главная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - поведение родителей:

- уделяют мало внимания ребенку, порождая дефицит тепла и ласки; не допускают проявления детьми инициативы;

- не проявляют к ребенку уважения, не учитывают его мнения и желания, унижают ребенка;

- не обучают ребенка неагрессивным способам поведения;

- в воспитании опираются на негативные методы жестокого или жесткого обращения с детьми;

- требуют безоговорочного выполнения правил и требований без разъяснения их детям;

- поддерживают и поощряют агрессивные формы поведения.