Лекция № 7. Самостоятельные хоры русских композиторов.
1. Хоровое творчество А.С. Даргомыжского
2. Хоровое творчество С.И.Танеева
3. Хоровое творчество В.С.Калинникова
Даргомыжский Александр Сергеевич ( 2 февраля 1813- 5 января 1869 г.) - знаменитый русский композитор
В 40-х годах Даргомыжский А.С. написал хоровой цикл «Петербургские серенады».
Данный цикл рассчитан на исполнение небольшой группы певцов, ориентирован больше на любителей пения. Этот цикл родился на основе домашнего музицирования. В это время было популярным сольное и ансамблевое пение на открытом воздухе, во время прогулок, дуэты, вокальные ансамбли исполнялись без сопровождения.
«Петербургские серенады» состоят из 12 номеров:
Из страны, страны далекой (сл. Н. Языкова)- застольная
Где наша роза (сл. А.Пушкина) – романс
Ворон к ворону летит (сл. А.Пушкина) - баллада
Приди ко мне (сл. А.Кольцова) – романс
В полночь леший (сл. неизвест. автора)
В прекрасный день, счастливый день (сл. А Дельвига)
Буря мглою небо кроет (сл. А.Пушкина) – музыкальная картина
Говорят есть страна (сл. А.Тимофеева)
Вянет, вянет лето красно (сл. А.Пушкина) - позднее добавление
Хоры написаны в жанре a‘ cappella в 3-х голосном изложении ( для неполного состава)
8 партий написаны для Mеццо – S, T и Б
2 для S, T, Б
2 для T, Баритон и Бас
Цикл «Петербургские серенады» - высоко художественное произведение.
Его отличает:
Выразительная мелодия
Яркий гармонический язык
Удобная тесситура
Вокальность каждой хоровой партии
Разнообразие хорового склада
Богатство метрической структуры
Почти все серенады написаны в куплетной форме.
«Петербургские серенады» являются переходным элементом в салонной камерной, ансамблево-хоровой музыки к самостоятельным концертным хоровым произведениям.
( Камерное произведение (лат. сamera - камера) вид музыкального исполнительства, предназначена для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования).
Все хоры цикла исполняются без сопровождения, и написаны для разных хоровых составов.
Здесь есть мужские хоры (тенора, баритоны, басы) и неполные смешанные (альты, тенора, басы или сопрано, тенора, басы).
Анализ произведения «Буря мглою небо кроет».
Это произведение написано на стихи А.Пушкина. Рассчитано на
исполнение небольшим хором S, T, Б – форма – 3-5 частная.
1 часть - изложена в тональности с-moll. Она имеет взволнованный
характер.
Allegro – скоро. Непрерывность движения, голосов (при скором
темпе) способствуют передаче образа природы- бури.
2 часть – изложена в спокойном размеренном движении, в тональности
As-dur. Рисуется образ няни. Он проникнут теплотой и сердечностью. Движение более спокойное, в отличие от 1 части использованы крупные длительности.
1 часть, чередуясь со 2 частью, исполняется трижды с одним и тем же текстом.
2 часть проходит дважды с различным текстом. Произведение заключает в себе немало трудностей. Хроматические ходы в мужских голосах трудные для исполнения в скором темпе. Высокая тесситура у басов (то как путник запоздалый)
Трудности дикции: 1 часть рассчитана на виртуозную технику произношения.
Глоссарий. Серенада – вечерняя приветственная песня, исполняемая под окном возлюбленной под аккомпанемент струнных щипковых инструментов. Возникла в Италии.
Серенады разнообразны по содержанию и по характеру : лирические, веселые, жизнерадостные, психологические и комические.
Романс. Термин «романс» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. в романсе слышна более тесная, детальная связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы
Баркаролы. Первые, народные, баркаролы — песни венецианских гондольеров, они так и назывались — «гондольерами», «песнями на воде». Им были свойственны мягкая колеблющаяся мелодия монотонный ритм музыкального сопровождения, напоминающий удар весел, покачивание лодки на волнах, минорный лад; размер народных баркарол 6/8.
Баллада. В средние века в странах романского языка народная тандевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Произошла она от хороводных песен во Франции и Италии. Сочиняли баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды.
Цикл «Петербургские серенады» сыграл значительную роль в становлении жанра самостоятельных хоровых сочинений, т.к русские композиторы до Даргомыжского А.С. писали в основном оперные хоры. Хоры из цикла «Петербургские серенады» отличаются выразительной мелодией и ярким гармоническим языком, в том числе смелыми модуляциями и сопоставлениями далёких тональностей. Этот цикл роль в становлении жанра хоровой миниатюры в творчестве русских композиторов.
Сергей Иванович Танеев (1856 – 1915) русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель.
Родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 года в дворянской семье.
В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 году с золотой медалью по классам фортепиано Н. Г. Рубинштейна и композиции П. И. Чайковского.
Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом до конца дней Петра Ильича, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано.
Выступал в концертах как пианист-солист и ансамблист. Первый исполнитель многих фортепианных произведений П.И. Чайковского, исполнитель собственных сочинений. С 1878 по 1905 годы С.И.Танеев работал в Московской консерватории (с 1881 профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано, композиции, полифонии, музыкальной формы, в 1885—1889 директор.
В 1905 году, в знак солидарности с Н. А. Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом
Убеждённый последователь классики (в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие тенденции музыкального искусства XX века. Танеев был признан лучшим полифонистом в России. П.И. Чайковский говорил о нем: - «Это лучший контрапунктист России».
Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся консерватории всех специальностей.
Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов (продолжая фортепианные традиции Николая Рубинштейна): Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер, Рейнгольд Глиэр, Константин Игумнов, Георгий Конюс, Сергей Потоцкий,
Задерацкий, Борис Яворский.
Он возродил популярный в отечественной музыке XVII—XVIIIвв. жанр — хоры a’cappella (автор более 37 хоров). В ранних хорах полифонический принцип еще широко не использовался, применялся в основном гомофонно – гармонический склад. Хоры этого периода по содержанию и форме близки хоровым миниатюрам Шуберта, Шумана, Мендельсона, Чайковского.
Большинство хоров связаны с образами природы: раскрытие через образы природы глубоких размышлений о смысле жизни, мечты о счастье, стремлению к познанию самого себя.
2-ой период (датируется 1891 г.) начался с создания хоровых произведений полифонического склада. В этот период Танеев становится зрелым мастером полифонического письма.
Открывается период созданием хора «Восход солнца». Основная идея от мрака к свету, победа справедливости – одна из центральных тем Хор начинается в миноре, а заканчивается в мажоре. Этот прием будет использоваться в хорах «Звезды», «Альпы», На корабле».
В 1909 г. С.И.Танеевым создан большой хоровой цикл a`cappella
на слова Я. Полонского из 12 хоров.
Цикл состоит из 3 тетрадей.
В 1 тетради хоры для 4 голосного смешанного хора
Во 2 тетради – 5 голосного смешанного хора
В 3 тетради – 6-8 голосного смешанного хора
Этот цикл стал вершиной хорового творчества Танеева С.И.
В цикл вошли:
· Вечер
· Посмотри какая мгла
· Развалины башни, жилище, орла
· Увидал из-за тучи утес
· На могиле
· По горам две хмурых тучи
· Прометей
· Из вечности музыка родилась
· Молитва
· Звезды
· В дни, когда над сонным морем
В них он обращается к образам природы. Хоры написаны для различных смешанных составов ( 4,5, 6-8 голосов).
Анализ произведения «Вечер»
«Вечер» - пейзажная зарисовка южного вечера. Композитор создает настроение, рожденное любованием человека природой.
Средствами музыки достигается как бы зримость образа – рисуется каждая деталь картины – вечерняя заря, затихающий звон бубенчиков, песня погонщиков, покачивание морской пены.
Форма 3-х частная с зеркальной репризой для 4 голосного смешанного состава: тональность B-dur. В 1 части основная тема изложена гомофонно-гармонически. На фоне органного пункта тему ведут женские голоса в баркарольном ритме 6/8. Далее эта тема получает полифоническое развитие, проходя имитационно у Т, Б и С
Вторая тема 1 части – сквозит лучезарное море. Звучит в е-moll, затем переходит в B-dur между С и Т образуется дуэт (как бы две волны), рисующие оттенки моря. 1 часть завершается фрагментом «Затих».
С, А, Т звучат параллельными аккордами: staccato и в нюансе рр создают впечатление перезвона бубенчиков.
2 часть продолжается изобразительные приемы. Эпизоды: песня погонщиков, мелькнувшая чайка, качающаяся морская пена, капли росы, повисшие на листьях каштана.
Средняя часть звучит - b-moll – сожаление исчезающих видений. Кульминацией произведения является завершение 2 части «И в каждой тропинке трепещет» ( mf и f) (E-dur ).
Реприза – звучит сначала 2 тема, и в конце произведения вступает 1 тема у S и T ( А и Б) – тонический органный пункт.
Идея - преклонение перед красотами природы, гармония человека с природой.
После смерти Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни - как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности.
Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера, и симфония, и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева - поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями.
Калинников Виктор Сергеевич (1870-1927) – русский советский композитор, дирижер, хоровой деятель, педагог, профессор Московской консерватории.
Родился в селе Воин Орловской губернии в семье чиновника. Детство провел в музыкальной обстановке. Отец в прошлом хоровой организатор и дирижер. Большое внимание на музыкальное развитие и формирование Виктора Калинникова оказал его старший брат - Василий Калинников. В 1887 г. брат подготовил Виктора в музыкальное училище. В 1896 г. Виктор окончил училище с медалью по классу гобоя и композиции, а также со званием свободного художника.
В 1897-1923 г.г. преподавал в Московском синодальном училище по классу гобоя, контрапункта, фуги и теории музыки.
В 1922-26 г.г. - профессор теории музыки в Московской консерватории. Руководил хорами, преподавал пение в школах.
Помимо педагогической деятельности он:
· Руководил хоровым пением в городских училищах Москвы
· Управлял оркестром студентов Высшего технического училища
· Редактировал различные сборники народных песен
· Играл в разных театральных оркестрах, в 1899–1901 заведовал музыкальной частью Художественного театра
Виктор Сергеевич Калинников - автор преимущественно хоровой музыки. Хоры В. Калинникова очень разнообразны. Большинство хоров - небольшие, рисующие картины природы. За всеми пейзажами стоит человеческая натура: «Звезды меркнут», «Утром зорька», «Лес», «Зима», «Осень», «Жаворонок».
Творчество Калинникова глубоко реалистично. Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие образцы классиков.
Список авторов, на стихи которых писал Калинников очень разнообразный: Пушкин, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, Соколов, Федоров, А. Толстой.
15 хоров a' capella – это
· "Элегия"; "Осень" - стихи А.С. Пушкина
· "Зима" - сл. Е.Баратынского
· "Солнце, солнце встает" - сл. А. Федорова
· "Ой, честь ли то молодцу" - сл. А. Толстого
· "Звезды меркнут" - сл. И. Никитина
· "Нам звезды кроткие сияли" - сл. А. Плещеева
· "На старом кургане" - сл. И. Никитина
· "Утром зорька" - сл. А. Скитальца
· "Кондор" - сл. И. Бунина
· "Жаворонок" - сл. В. Жуковского
· "Проходит лето"
· "Спесь" - сл. А. Толстого
· "У приказных ворот" - сл. А. Толстого
· "Лес" - сл. А. Кольцова;
Ряд хоровых обработок русских народных песен для 4-х голосного и 2-х голосного хоров «Вниз по матушке по Волге».
Детские песни в сопровождении фортепиано, несколько духовных хоров «Тень-Тень». Переложения для хора романсов других композиторов: "Рыцарский романс" Глинки; "Море", "Спящая княжна", "Песня темного леса" Бородина ; "Менестрель" Аренского; "Ты взойди, солнце красное" Мусоргского; а также "Марсельеза" и "Интернационал"; концертная увертюра. Калинникова называют создателем жанра хорового романса. Его произведения отражают те настроения, которые свойственны романсной лирике – романтическая взволнованность,горечь воспоминания, особая сладостная грусть.
Анализ произведения «Зима» Хор «Зима» написан на стихи Е.Баратынского «Где сладкий шепот», которое пронизано чувством одиночества и опустошенности. Свои чувства поэт связывает с состоянием природы. Через образ зимы- холодной, злой и недоброй, автор текста передает свои душевные страдания. Калинников не случайно обращается к стихам Баратынского, возможно он сам переживал душевные потрясения. Настроение данного стиха было созвучно его состоянию. «Зима» - a' cappella для 4-голосного смешанного хора, тональность d- moll, размер переменный. Форма хора- период, состоящий из 3 предложений.
1 предложение– написано в темпе Allegro non troppo, состоит из 5 тактов.
Все голоса вступают на 1-ю долю половинкой длительности в динамике f.
Автор музыки и текста как бы задают себе вопрос: «Где, куда девалось
ощущение полноты жизни, с ее радостями и внутренней гармонией?».
Не случайно предложение заканчивается замедлением (rit) и задержанием теноров на фоне выдержанных голосов хора, образуя доминантную функцию на фермато, т.е. вопрос повисает – остается без ответа (функционального разрешения).
2 предложение состоит из 11 тактов. Композитор раскрывает образ зимы
с ее серыми и мрачными красками.
Тональность – размер 2/4, темп - Meno mosso. На фоне выдержанных
альтов и баритонов в октавном унисоне «ре» на р тему проводят Т и Басы
в очень низком регистре.
Между голосами образуется интервал квинта – который передает пустое звучание. Пустота образно передает состояние скованности и оцепененности. В 6 такте на фоне октавных унисонов у С и Басов вводятся в мелодию А и Т хроматические элементы. Музыка как бы застывает, леденеет. Проводится параллель с душой композитора, которая так же застывает и цепенеет. 3 предложение– звучит в первоначальном темпе. 1 такт звучит как последний всплеск, как отчаяние перед безысходностью человека, (risoluto) стремительное движение к f и
постепенный спад динамики завершает произведение в пессимистическом настроении. Силы не те у человека, чтобы справиться с безысходностью.
Хор у Каллиникова – инструмент с большими возможностями и разнообразными средствами художественной выразительности. Большинство его хоров – лирические произведения, рисующие картины родной природы.
Разными красками расцвечивает композитор звучание хора, изображая то восход солнца («Солнце, солнце встает»), то прощальную красу осени («Осень»), то дикий и скалистый берег океана («Кондор»).
Хоры В. Калинникова очень разнообразны. Большинство хоров - небольшие, рисующие картины природы. За всеми пейзажами ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями, отношением к природе. Композитор чутко относится к поэтическому тексту.
Задушевность, элегичность - основные черты его творчества. Очень чуткое восприятие текста. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова.