Основные правила (принципы) бухгалтерского учета


Объекты бухгалтерского учета и их классификация

Бухгалтерский баланс

 

Основной формой бухгалтерской отчетности (форма № 1) является бухгалтерский баланс. Он показывает наличие у организации средств и источников, за счет которых эти средства сформированы, в определенный момент времени (на конкретную дату).

По форме бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица, левая часть которой – актив, правая – пассив.

В данной таблице отражено наличие и размещение на предприятии хозяйственных средств и их источников (обязательств). Актив всегда равен пассиву, так как баланс показывает одни и те же средства в двух разрезах.

Как средства, так и источники, в бухгалтерском балансе сгруппированы по разделам, эти группировки носят логический характер.

Каждая строка баланса называется статьей баланса. Итог баланса называется валютой баланса. В каждой строке баланса содержатся следующие данные:

- код строки (из трех цифр);

- суммы наличия средств и источников на начало и конец отчетного периода.

Баланс составляется ежеквартально. Баланс за год, за ½ года и за квартал различны по форме.

 

Данные в статьи баланса записываются из бухгалтерской формы, которая называется Главной книгой. В главной книге записываются остатки по счетам, на основании которых потом составляется баланс. Значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких счетов. Например, 01 и 02; 04 и 05; 10, 15 и 16.

Принцип формирования баланса:

 

Актив Принципы расположения: - по экономическому содержанию; - по отношению к процессу производства - в порядке возрастания ликвидности(основной принцип) Пассив  
1. Внеоборотные активы Основные фонды и долгосрочные финансовые вложения 1. Капитал и резервы Источники собственных средств предприятия. Уставный фонд и фонды, сформированные за счет прибыли – резервные фонды
2. Оборотные средства Материалы, полуфабрикаты и т.д. 2. Долгосрочные пассивы Заемные средства: долгосрочные (свыше 1 года) и краткосрочные (до 1 года) кредиты и ссуды банков, частных лиц, кредиторская задолженность
    3. Краткосрочные пассивы

 

Конкретизация содержания баланса по годам осуществляется приказами Минфина РФ по квартальной и годовой отчетности.

 

 


 

Статья 1 п.2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» гласит: «Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности».

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал; рис. 1).

 

 

 

 


Рис. 1. Состав имущества организации

 

Основные средства - средства труда, служащие более года и стоимостью выше установленного предела Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу (более чем за один производственный цикл), а постепенно, частями, по мере износа.

Нематериальные активы - объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: права пользования патентами, лицензиями, ноу-хау. программными продуктами, монопольные права и привилегии, организационные расходы, товарные знаки и др. Переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации (износа).

Капитальных вложения - затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геолого-разведочные и буровые работы и др.).

Долгосрочные финансовые вложения - инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы на срок более 1 года.

 

Материальные оборотные средства - сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. на складе и отгруженная покупателям.

Денежные средства складываются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.

Краткосрочные финансовые вложения - инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы на срок до 1 года.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет денежные суммы и пр.

Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

 

По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств; рис. 2).

Собственный капитал - это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества) организации и ее обязательствами.

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансирований и поступлений (средства, полученные из бюджета, отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения). Собственный капитал отражен в первом разделе пассива баланса.

Как уже отмечалось, часть стоимости имущества организации формируется за счет собственного капитала, другая - за счет обязательств организации перед другими организациями (физическими лицами, своими работниками (заемных средств).

Обязательствами организаций являются краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (от 1 года) кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.

Подкредиторскойпонимаютзадолженностьданной организации перед другими организациями, которые называются кредиторами.

Займы - это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства, а также средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации. Займы, полученные на срок до 1 года, называют краткосрочными, а на срок более 1 года - долгосрочными.

Состав источников формирования имущества организации представлен на рис.2.

 

 
 

 

 


Рис. 2. Источники формирования имущества организации

Обязательства по распределению включая задолженности рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет. Они появляются в связи с тем, что момент возникновения долга не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

Хозяйственные процессы. Основными хозяйственными процессами промышленной организации являются процессы снабжения, производства и реализации продукции. Эти процессы состоят из отдельных хозяйственных операций, содержанием которых являются движение средств, смена одной формы средств другой. Например, при реализации готовой продукции средства предприятия меняют товарную форму на денежную.

У организации могут быть и другие хозяйственные операции (по ремонту основных средств, капитальному строительству и др.), однако основное содержание ее работы составляют процессы снабжения, производства и реализации продукции, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и являются объектами бухгалтерского учета.

 

 

 

Основные правила ведения бухгалтерского учета в РФ определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Эти правила следующие.

1. Обязательность двойной записи хозяйственных операций на счетах Рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утверждаемого Минфином РФ.

2. Учет объектов учета осуществляется в рублях и на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

3. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

4. Обязательность документирования хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственных операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым формам или формам, утверждаемым руководителем организации. Руководитель также утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации.

5. Для систематизации и накопления информации, содержащейся в, учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, федеральными органами исполнительной власти или самой организацией при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета: Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

6. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

7. Обязательность проведения инвентаризации имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением установленных законом о бухгалтерском учете случаев обязательного проведения инвентаризаций.

8. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.

 

Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения бухгалтерского учета.

Допущения:

 

1. Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

2. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности.

3. Допущение последовательности применения учетной политикиозначает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

4. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

 

Требования:

 

1. Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете .всех фактов хозяйственной деятельности.

2. Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности.

3. Требование осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов: прибыль отражается в учете только после совершения хозяйственных операций, а убыток может отражаться с момента возникновения предположения о его возможности.

4. Требование приоритета содержания перед формойозначает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

5. Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода.

6. Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

 

Международные бухгалтерские принципы

 

В соответствии с первым международным учетным стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами являются метод начисления и непрерывность деятельности.

Метод начисления. В соответствии с данным методом результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не в том случае, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Благодаря этому финансовая отчетность информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем, и о ресурсах, представляющих денежные средства, которые будут получены в будущем.

Непрерывность деятельности. Финансовая отчетность обычно составляется на основе, допущения, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, финансовая отчетность должна составляться на иной основе, которую необходимо раскрыть.

Качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость.

Понятность. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть доступной для понимания пользователем, который имеет достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности.

Уместность. Информация является уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.

Надежность. Информация является надежной, когда в ней нет существенных ошибок и искажений и когда пользователи либо могут положиться на нее как правдиво представляющую соответствующие факты и события либо обоснованно ожидать от нее правдивого представления этих фактов и событий.

Сопоставимость. Пользователи должны иметь возможность сопоставлять финансовую отчетность компании за разные периоды времени, а также финансовую отчетность разных компаний.

Рассмотрение отечественных и зарубежных учетных принципов позволяет сделать вывод о том, что многие из них являются общими для обеих учетных систем.

С введением в учетную практику положения «Учетная политика предприятия» (с 1 января 1995 г.) в отечественном бухгалтерском учете стали использоваться международные бухгалтерские принципы.