Лекция № 4. Оригинальные хоры казахских композиторов


1. Особенности развития жанра a' capella

2. Хор Г.Жубановой

А'cappella (итал. a'cappella, «как в часовне») — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения. Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. В более широком смысле «а капелла» называют вокальную партию, исполняемую без музыкального сопровождения.

Распространено в народном творчестве, церковной музыке (раннехристианской — апологетом хваления Богу, воздаваемого исключительно словом (логосом), озвученным человеческим голосом, без «флейт и труб», был уже Климент Александрийский; ранней католической и православной; органное сопровождение на Западе введено только в 660), а затем в произведениях композиторов нидерландской школы, творчества Джованни Палестрины.

Стиль пения a'cappella развивался также в светском певческом искусстве композиторами Возрождения, в том числе в мадригалах.

Как стиль профессионального хорового искусства пение a'cappella определилось в культовой полифонии к концу средних веков, достигло расцвета у мастеров нидерландской школы и получило классическое выражение в римской школе (Палестрина, Беневоли, Скарлатти). Следует учесть, что в XVII-XVIII веках пение a cappella (особенно светское) могло сопровождаться солирующими инструментами или генерал-басом; затем стало вновь цениться исполнение вообще без сопровождения.

Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно a'cappella. В Древних (монофизитских) церквях Востока (Эфиопской, Коптской, Малабарской) иногда допускается музыкальное сопровождение, в том числе с использованием традиционных африканских и азиатских инструментов. В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был знаменитый композитор А. Т. Гречанинов, однако это решение не было принято Поместным собором 1917—1918.

Пение a'cappella широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX в. (соч. Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Вик. Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность Синодального хора, Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение a'cappella распространено во многих странах.

В Казахстане 50-60г.ХХ в. продолжаются поиски национального хорового стиля. В 50 –х годах намечаются позитивные сдвиги в развитии хоровой музыки. Соединение европейских музыкальных традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к первым художественно- ярким, в которых способы и приемы хорового изложения становятся более разнообразными, совершенствуются практические навыки хорового исполнительства.

1. В хоровом звучании обогащается и усложняется гармоническое многоголосие, намечаются особые приемы голосоведения, которые воссоздают национальный колорит народных песен и кюев.

2.В хоровом звучании применяются специфические междометия отражающие особенности народного говора и поэтической речи.( ги, ги, гай,хай ли ли ляй,дг,дн)

3.Фактура обогащается полифоническими элементами ( имитация.подголоски)

4.Композиторы в своих хоровых произведениях используют традиционные жанры ; жоктау, толгау, жар-жар, айтыс по новому выявляя их содержание.

5. Активно осваивается жанр а капелла- оригинальные хоры.

Ярким примером авторского сочинения стали три хора Г.Жубановой, созданные в 1953 г. на сл.А.Сарсембаева.

1. «Жалгыз емен»

2. «Дауыл»

3. «Женеше»

Г.А.Жубанова ( 1927-1993)-композитор разностороннего дарования ,свой талант проявила в разных жанрах .Получила известность за пределами республики. Стремилась своей музыкой открыть другим культурам казахскую музыку. Музыкальное образование получила в Москве сначала в училище им.Гнесиных в классе профессора М.Гнесина, затем в консерватории и аспирантуре у профессора Ю.Шапорина. Основой первых произведений стали народные образы и сюжеты, такие как симф. Поэма «Аксак кулан», балет «Легенда о белой птице» опера «Енлик и Кебек», «Курмангазы». В 60-70 годах она активно работает над созданием кантат и ораторий. В этих жанрах она выразила свои патриотические чувства. Многие произведения были написаны к определенному случаю. В музыке этих лет преобладает воспевание, плакатность, броскость. Кантаты «Ленин с нами», «О партии», оратория «Слово о Ленине» и т д. Воспеванию исторических подвигов и личностей посвящается кантата «Сказ о Мухтаре» и оратория «Заря над степью».