Рынок позволяет распределить риски с помощью механизма страхования. Это своего рода «азартная игра».


Например, приобретая страховку от пожара, домовладельцы как бы заключают пари со страховой компанией на то, что их дом не сгорит. Если это не произойдет, собственники потеряют небольшую сумму. А если пожар все-таки случится, компания вынуждена будет возместить им понесенный ущерб на оговоренных условиях. Аналогичные правило предусмотрены при страховании жизни, автомобилей и т.п.

Страховая компания распределяет риски посредством объединения различных рисков: она может застраховать миллионы домов, машин, жизней. Успех ее деятельности основан на следующем: что непредсказуемо в отношении отдельных лиц, с большой вероятностью предсказуемо в отношении всего населения.

Пример: компания, которая специализируется на страховании от пожаров, заключила контракты на миллион домов, стоимостью 100 000 $. Вероятность пожара 0,001. Ожидаемая величина ущерба от пожара компании составить 100 $. То есть каждому домовладельцу страховка обойдется в 100 $ плюс еще столько же (на покрытие административных расходов и создание резервного фонда), итого 200 $ по сравнению с потерей в 100 000 $.

Страхование помогает снизить индивидуальные риски, распределяя их равномерно среди большого количества людей.

Рынок капитала и разделение риска

Другая форма разделения риска связана с рынками капитала. Финансовое владение физическим капиталом легко может быть разделено среди многих инвесторов посредством создания корпорации.

Пример: инвестиции в разработку нового пассажирского самолета требуют проведения научных исследований на сумму в 2 млрд. долл. в течение десяти лет. Создается коллективная собственность на основе корпорации. Компаниями Boeing владеют миллионы людей, но при этом ни у одного человека нет контрольного пакета акций. Рассмотрим гипотетическую ситуацию, когда компания является собственностью десяти миллионов человек, каждому из которых принадлежит равный пай. В этом случае вклад в 2 млрд. долл. можно разделить среди участников компании, по 200 долл. на каждого. Теперь предприятие, с учетом многообещающей прибыли, невзирая на связанный с ней риск, выглядит куда более привлекательным для инвесторов.

Распределяя собственность на капитал или индивидуальные рисковые капиталовложения среди многочисленных собственников, рынки капиталов тем самым распределяют риски и стимулируют более крупные инвестиции и риски по сравнению с масштабом капиталовложений и степенью серьезности риска, приемлемых для отдельных собственников.

Информационная несостоятельность рынка

До этого момента мы исходили из того, что инвесторы и потребители хорошо информированы в отношении рисков, с которыми они сталкиваются, а также из предположения об эффективности функционирования спекулятивного и страхового рынков. В действительности же рынки в условиях постоянного риска и неопределенности испытывают трудности и неудачи. Среди них можно выделить две сложности – неблагоприятный выбор и моральный риск. Именно в связи с ними рынки часто дают ложные сигналы, порождают искаженные стимулы. В таких ситуациях правительство предпринимает определенные меры и предлагает социальное страхование.

Моральный ущерб и неблагоприятный выбор

Застраховаться от всех неприятностей невозможно, а в некоторых случаях цена за страховку оказывается неприемлемой.

При каких условиях страховой рынок функционирует эффективно?

- наличие большого количества ситуаций или событий, для которых страхование будет необходимо: тогда компания сможет объединить события и распределить риски так, что огромный риск для отдельного лица станет небольшим риском для многих людей;

- события должны носить независимый характер: компания стремится охватить как можно больше самых разных рисков;

- необходимо иметь хороший опыт, чтобы правильно оценить размер возможного ущерба;

- страхование должно быть максимально свободно от морального ущерба, который имеет место, когда страхование порождает поведение, увеличивающее риск, и изменяет вероятность потерь. Есть области, в которых моральный ущерб имеет критическое значение. Например, исследования показывают, что наличие формы полного медицинского страхования отражается на росте количества косметических операций и стимулирует желание клиентов «поболеть» дома подольше под присмотром приглашенных на дом врачей.

Таким образом, об эффективности рынка страхования можно говорить только тогда, когда соблюдены следующие условия: имеется множество независимых видов ущерба, существует возможность оценки потенциального ущерба и отсутствует моральный ущерб.

Неблагоприятный выбор имеет место тогда, когда кандидатами на приобретение страховки являются люди, в высшей степени подверженные риск. Например, страховое медицинское обслуживание двух категорий людей: относительно здоровых и людей с тяжелыми заболеваниями приводит к завышенной стоимости страховки. Единая и добровольная страховая плата для всех клиентов за медицинское обслуживание приводит к неблагоприятному выбору, повышающему цену, сокращающему охват и обусловливающему неполноту рынка.

Социальное страхование

Когда частный рынок не способен предоставить услуги для всего населения, значение приобретает социальное страхование – вид обязательного страхования, обеспечиваемый государством. Мощные регулирующие и налоговые механизмы, наряду с возможностью избежать неблагоприятного отбора за счет масштабов охвата, делают государственное страхование фактором, который повышает уровень национального благосостояния.

Например, страхование от безработицы. Частные компании не предлагают таких страховок, потому что высок моральный риск (при условии достаточной компенсации люди не будут бояться остаться без работы) и присущ неблагоприятный выбор (клиентами с большей вероятностью станут те, кому действительно угрожает безработица). Естественно, и государству не избежать морального риска, но фактор неблагоприятного выбора компенсируется масштабом охвата населения этим видом страхования.

2. Теория игр

Экономическая жизнь полна примеров того, как отдельные предприниматели, компании или целые страны прибегают ко всевозможным ухищрениям в стремлении быть первыми. Например, когда крупные авиакомпании А и В принимают решения в отношении компании С, которая предлагает услуги по цене ниже среднего уровня, они стараются предвидеть возможную реакцию со стороны компании С. Подобные ситуации изучаются областью экономического анализа, которая называется «теория игр».

Теории игр представляет собой анализ способов, к которым прибегают два или более участников или партий при выборе действий или стратегии, которые в целом оказывают влияние на каждого игрока.

Например, теория игр утверждает, что при определенных обстоятельствах тщательно выбранная произвольная модель поведения может оказаться наилучшей стратегией. Охраннику следует совершать обход порученного ему объекта по произвольному, а не по заранее составленному и из раза в раз повторяющемуся графику. Точно также при игре в покер время от времени следует блефовать, не действуя по заранее известному шаблону, когда вы просто выигрываете в заведомо благоприятных для себя условиях и в то же время гарантируете, что ваши соперники не упустят возможности воспользоваться ситуациями, благоприятными для них.

Автором этой теории является гениальный ученый-математик, выходец из Венгрии, Джон фон Нейман (1903-1957).

Основные концепции теории игр:

Основные понятия данной теории проиллюстрируем на анализе дуополистической ценовой войны. Речь идет о ситуации на рынке, представленной двумя компаниями, которые принимают решение о том, насколько целесообразно развязывать ценовую войну с целью уничтожения противника. Для простоты примера предположим, что обе компании имеют одинаковую структуру издержек и спроса. Итак, каждая компания стоит перед выбором: установить цены на нормальном уровне или опустить их ниже предельных значений издержек, чтобы тем самым привести конкурента к банкротству. Отличительной чертой игр в условиях дуополии является то, что прибыль компании зависит не только от своей стратегии, но и от стратегии конкурента.

Полезным инструментом для представления взаимодействия между двумя компаниями является таблица выигрышей для двух участников состязания. Каждая компания должна выбрать стратегию, которая соответствует строке или столбцу. Комбинация двух решений каждой компании дает четыре возможных исхода, которые представлены четырьмя ячейками таблицы.

Ценовая война и таблица выигрышей

Цена компании Y Цена компании Х
Нормальная цена* Ценовая война
Нормальная цена* А * 10 $ 10 $ B -100$ -10$
Ценовая война C 10 $ -100$ D -50$ -50$

*доминирующая стратегия, А* - доминирующее равновесие

А – обе компании установили нормальные цены.

B, C – один из конкурентов устанавливает нормальную цену, другой провоцирует начало ценовой войны.

D – обе компании становятся на путь ценовой войны.

Значения внутри ячеек – выигрыш или прибыль обеих компаний при том или ином раскладе (значения внизу – компания Y, значения вверху – компания Х).

Лучшей стратегией для каждого соперника является состояние равновесия в ячейке А.

Альтернативные стратегии

В идеальной экономике положение дел должно обстоять следующим образом: компании максимизируют свою прибыль, а потребители – полезность. Теория игр привносит в эту ситуацию новый элементы: вы должны распознать цели своего оппонента и принимать решения на основе его целей и действий. Однако, вы должны так же помнить, что противник, в свою очередь, зорко наблюдает за вами.

Основная идея теории игр заключается в следующем: при разработке стратегии необходимо учитывать, что ваш противник, преследуя свои интересы, предпринимает ответные действия, проанализировав ваши.

При рассмотрении возможных стратегий простейшим случаем является доминирующая стратегия, которая означает, что один из игроков имеет лучшую стратегию, независимо от того, какой стратегии придерживаются другие участники игры. В нашем случае, в условиях игры в ценовую войну доминирующей стратегией для обеих компаний является установление нормального уровня цены.

Когда двое участников (или все) придерживаются доминирующей стратегии, устанавливается доминирующее равновесие (в нашем случае – ячейка А).

Равновесие по Нэшу

[Джон Нэш, математик, получивший Нобелевскую премию по экономике за весомый вклад в разработку теории игр]

Рассмотрим пример конкурентной игры. Две компании решают для себя, сохранить ли цены на обычном уровне или поднять их на уровень монопольной цены с целью получить монопольную прибыль.

Конкурентная игра

Цена компании Y Цена компании Х
Высокая цена Нормальная цена*
Высокая цена А 200 $ 100 $ B 150$ -20$
Нормальная цена C -30 $ 150 $ D* 10$ 10$

*Равновесие по Нэшу

В ходе соперничества каждая из компаний может заработать 10$, оставаясь на уровне своей нормальной цены. Если обе компании повысят цену до высокого монопольного уровня, их совместная прибыль будет максимизирована. Однако стремление каждой из них «перехитрить» своего соперника и повысить свою прибыль путем снижения цены гарантирует проигрыш другой стороны, и отсутствие равновесия по Нэшу при нормальных ценах (при отсутствии сговора).

Ситуация равновесия по Нэшу характеризуется тем, что ни один из игроков не сможет увеличить свой выигрыш (прибыль), если его противник(и) будут придерживаться своей стратегии. Иными словами, при данной стратегии игрока Х игрок Y не сможет найти стратегию, которая бы улучшила его положение, и, наоборот, при данной стратегии игрока Y игрок Х не сможет увеличить свой выигрыш за счет выбора более успешной стратегии.

Равновесие по Нэшу называют иногда еще некооперативным равновесием, поскольку при выборе стратегии участники исходят исключительно из своих личных интересов, не заключая никаких соглашений и не ориентируясь на интересы общества или других сторон.

Является ли некооперативное равновесие по Нэшу эффективным состоянием , которое отвечает интересам обоих игроком? Один из важных уроков теории игр состоит в том, что некооперативное равновесие может оказаться для игроков неэффективным. В таблице конкурентной войны наилучшим положением для обеих компаний является ячейка А, наихудшим вариантом – ячейка D, равновесие по Нэшу.

Адам Смит говорил: «Конкуренты редко встречаются, но если уж им доведется пообщаться, они непременно договорятся о повышении цен». Если это так, то почему бы компаниям не договориться о монопольной цене и получить максимальную прибыль? Они могут прийти к кооперативному равновесию, создав картель, установив высокую цену и разделив прибыль между собой. Но такие методы противозаконны. И самым труднопреодолимым барьером тут является эгоистический интерес каждого потенциального участника картеля, который даже при организации картеля, со временем приведет к тайному переходу компании в другую ячейку. И в долгосрочном периоде приведет к некооперативному равновесию Нэша.

Применимо к рынкам равновесие по Нэшу или некооперативное равновесие будет тогда, когда каждая из фирм и каждый из потребителей принимают решения, воспринимая цены других участников рынка как данность. В этом равновесии каждая из фирм максимизирует свою прибыль и каждый из потребителей максимизирует свою полезность, что приводит к исходу с нулевой прибылью, при которой цена равняется предельным издержкам. И ни один человек не может добиться выигрыша за счет изменения стратегий до тех пор, пока другие люди будут продолжать придерживаться своих прежних стратегий.

Дилемма заключенного

Однако благоприятные последствия деятельности «невидимой руки» проявляются не во всех обстоятельствах. Одна из самых знаменитых игр – «Дилемма заключенного».

В данном случае речь идет о двух заключенных Молли и Наклзе. Окружной судья допрашивает каждого из них по отдельности, говоря: «У меня достаточно улик на каждого из вас, чтобы обеспечить вам по году тюрьмы. Впрочем, есть вариант: если ты ОДИН раскаешься в содеянном преступлении, тогда тебе придется сидеть в тюрьме только три месяца, а твоему подельнику – десять лет. Если же вы оба раскаетесь, тогда оба получите по пять лет».

Игра «невидимой руки»

Наклз Молли
Раскаиваться Не раскаиваться
Раскаиваться А* 5 лет 5 лет B 10 лет 3 месяца
Не раскаиваться C 3 месяца 10 лет D 1 год 1 год

*Равновесие по Нэшу

Раскаиваться или не раскаиваться – вот в чем состоит дилемма заключенного

Как бы ни поступил его подельник, ознакомившись с перечисленными выше условиями, любому из двоих заключенных всегда было бы лучше раскаяться и действовать некооперативно (то есть руководствоваться эгоистичными интересами). Лишь путем сотрудничества эта пара заключенных может переместиться в ячейку D и избежать длительных тюремных сроков. Но оба заключенных не имеют информации о том, как поступит другой, они сравнивают максимальный срок (если подельник раскаивается -10 лет) и возможный (при своем раскаивании – 5 лет), и выбирает из этих вариантов. И в результате оба получают более длительные сроки тюремного заключения.

Существуют разные игры помимо рассмотренных (игра в заговор, игра в загрязнение окружающей среды, гонка вооружений, победитель получает все и др.).

Теория игр позволяет понять многие аспекты экономики, социальной сферы, бизнеса и просто повседневной жизни. Например, в экономике теория игр может объяснить торговые и ценовые игры.

Основной особенностью многих игр является попытка установления доверия. Вам можно доверять, если вы исполняете свои обещания и приводите угрозы в исполнение. Доверие подкрепляется стимулами самой игры. Как можно завоевать доверие? Вот несколько примеров. Центральные банки зарабатывают свою репутацию благодаря проведению жесткой политики во время инфляции и принятию ряда непопулярных мер с точки зрения политики. Еще большее доверие обеспечивается, когда правила центрального банка возведены в закон. Доверительные отношения между бизнесменами основаны на контрактах, которые предусматривают штрафные санкции в случае несоблюдения обязательств.

Основные понятия

Арбитраж

Спекуляция

Хеджирование

Уклонение от риска

Страхование и перераспределение риска

Моральный риск, неблагоприятный выбор

Равновесие по Нэшу (некооперативное равновесие)

Кооперативное равновесие

Основные игры: игра в заговор, дилемма заключенного

Доверие