Соотношение государства, правовой системы и личности


Конфуций.

Добродетели, а не силы.

Правитель правит с помощью

Государство, право и личность

Социальное значение законности и правопорядка

Законность и правопорядок являются непременными условиями и выступают в качестве основы:

нормального функционирования жизни общества;

четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур;

обеспечения реализации прав и свобод гражданина и человека, исполнения им своих обязанностей, надежной охраной законных интересов и прав физических и юридических лиц;

уверенность населения в справедливости действий власти.

 

Практика соблюдения принципа равенства всех перед законом в других государствах давно стала обычным явлением. Например, выдающийся американский боксёр, неоднократный чемпион мира в тяжёлом весе среди профессионалов Майкл Тайсон более трёх лет отсидел в тюрьме. Только суд присяжных признал всемирно известного певца Майкла Джексона (США) невиновным в предъявляемых ему обвинениях сексуального характера.

Эффективность действия принципа законности в практической деятельности правоохранительных органов во многом зависит не только от качества законодательства, но и содержания его официального толкования. Например, Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации было разъяснено, что для привлечения к ответственности руководителя или главного бухгалтера нужно доказать, что в утаивании чужих налогов у них был соответствующий личный интерес1. Это разъяснение положительным образом сказалось на возрастании эффективности правоприменительной практики. Статистика свидетельствует, что за семь месяцев 2007 года число судебных приговоров, вынесенных по ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ («Неисполнение обязанностей налогового агента») увеличилось со 165 до 270, т. е. сразу на 64%.

Контрольные вопросы

1. Понятие и принципы законности,

2. Понимание законности в СССР и в современной России.

3. Средства обеспечения законности.

4. В чем выражаются правовые гарантии законности?

5. Сущность общественного порядка.

6. Сущность правопорядка.

7. Значение законности в государстве и обществе.

8. Понимание законности в международном праве.

9. Роль и значение международного сообщества в установлении правопорядка.

 

 

Проблема соотношения государства, права и личности в той или иной степени присутствует в трудах мыслителей всех поколений. Исходя из своих убеждений и научных взглядов (либералы, демократы, анархисты…) с различных точек зрения и с учетом конкретных исторических ситуаций они по разному определяют характер соотношения между этими важнейшими социальными институтами.

Например, представители теории российского либерализма в сценарии демократических преобразований в России институту права и свобод человека отводят двоякую роль. С одной стороны он должен выступать как необходимый конструктивный элемент правового государства и гражданского общества. С другой стороны, с его помощью предполагалось решать задачи первого этапа преобразований страны1.

Личность с точки зрения психологии и философии – это субъект общественных отношений, обладающий определенным уровнем психического развития. Качества личности присущи психически здоровому человеку, достигшему определенного возраста, способному в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных отношений, формировать свою позицию и отвечать за поступки.

Следовательно, не каждого человека можно считать личностью. Понятие «личности» является более узким по сравнению с понятием «человек». Человек – общественное существо, член человеческой семьи. В первую очередь, личность вырастает из себя. Немаловажное значение в этом процессе принадлежит и окружающей его обстановке.

Проблема личности обширна и многогранна. Она имеет разные аспекты. Важнейший из них – юридический. Он тесно связан с политическим, идеологическим, нравственным, гуманистическим и иными аспектами, прямо затрагивающими интересы людей, государства, общества.

В правовой системе государства личность занимает центральное место и выступает во многих качествах: гражданина; субъекта права и правоотношений; носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, право- и дееспособности, социального и правового статуса.

К личности обращены юридические предписания. От неё зависит состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она – объект судебной и иной правовой защиты. На ней замыкаются практически все юридические явления, фокусируются разнообразные правовые связи и процессы.

Правовое понятие личности сводится к тому, что она может быть субъектом правоотношений, реализуя в полной мере гарантированные государством права и свободы, а также выполняя определенные обязанности. Правовое положение личности может быть формальным (продекларированным только в документах, даже обладающих высшей юридической силой) и реальным.

Жители различных стран гордятся своими выдающимися соотечественниками, оставившими глубокий след в истории развития не только конкретного государства, но и в целом земной цивилизации. Например, величайшими британцами в результате проводимого в августе 2003 года социологического опроса, в котором приняли участие 1,2 млн человек, были признаны следующие уроженцы Великобритании (смотри таблицу)1.

Правовая система, лишенная гражданской этики может легко превратиться в законное подспорье для мздоимства государственных чиновников. В то же время, правовые предписания, основывающиеся на понятии гуманизма, обеспечивают нравственную основу законности.

Общеизвестно, что страны с различным уровнем экономического развития или различными историческими традициями и культурным наследием имеют собственные представления о правах человека и, что естественно, по разному реализуют их на практике. Большой проблемой для мирового сообщества является разработка универсальных норм и концепций в вопросах обеспечения прав и свобод человека.

Заслуживает интереса позиция китайского руководства о путях развития демократии в стране. Они считают, что главной целью китайского правительства является строительство в стране демократии под руководством ведущей и направляющей силы общества – Коммунистической партии Китая, численность которой в 2006 году составляла 69,6 млн. человек. Китайская демократия от обычной, по их мнению, отличается диктатурой народа, демократическим централизмом и тем, что всей политической жизнью страны руководит КПК. Китайское руководство обоснованно считает, что судить о степени демократичности той или иной политической системы следует «только по тому, довольно ли этой системой большинство населения».