УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
№№ | Вид занятия | Тема | Количество часов | ||||
1. | Лекция | Предмет, задачи, система дисциплины. Аналитическая журналистика: свойства и назначение | |||||
2. | Лекция | Корреспонденция — жанр аналитический | |||||
3. | Лекция | Статья | |||||
4. | Лекция | Письмо как жанр публицистики | |||||
5. | Лекция | Обозрение | |||||
6. | Лекция | Обзор печати | |||||
7. | Лекция | Рецензия | |||||
8. | Лабораторное занятие | Определение аналитических жанров на страницах газет (журналов) | |||||
9. | Лабораторное занятие | Выбор темы (проблемы)дпя написания аналитического жанра | |||||
10. | Лабораторное занятие | Защита темы будущего аналитического жанра | |||||
11. | Лабораторное занятие | Сбор и отбор материала для аналитического жанра | |||||
12. | Лабораторное занятие | Литературная работа над аналитическим жанром. Система фактов, аргументов | |||||
13. | Лабораторное занятие | Экспертные процедуры при работе над текстом | |||||
14. | Лабораторное занятие | Защита результатов творческих самостоятельных заданий (по каждому жанру) | |||||
15. | Самостоятельная работа студентов | ||||||
16. | Экзамен | ||||||
Всего | |||||||
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Лекция 1. Предмет, задачи, система дисциплины. Аналитическая журналистика: свойства и назначение
План лекции:
1. Предмет, задачи, система дисциплины.
2. Методология и методы публицистического анализа
3. Аналитические формы в жанровой структуре публицистики.
4. Особенности творческой работы журналиста-аналитика. Предметом дисциплины являются аналитические жанры публицистики —
корреспонденция, статья, письмо, обозрение, обзор печати, рецензия и
некоторые жанровые видообразования (комментарий, расследование и др.).
(
Задачи курса (дисциплины): овладение теорией публицистического анализа как углубленного, осмысленного и в целевом отношении направленного отражения действительности; приобретение навыков работы в жанрах, предполагающих использование анализа и синтеза фактов действительного мира. Изучение дисциплины (учебный план) состоит из лекционной части и лабораторных занятий, предполагающих практическое освоение работы журналиста в жанрах аналитики.
Творчество журналиста, так или иначе вписывающееся в систему жанров журналистики, определяет всю специфику его профессиональной деятельности. Своеобразие журналистского творчества во многом определяется жанрами, а
литературное мастерство автора искусством перевоплощения речевого материала в определенную жанровую форму (Ким, 2004). В современной теоретической литературе о жанрах много споров об определении жанров, но главное - о жанровой палитре в журналистике. Думается, она неоправданно широка, размыта, обезличена. Многое из устоявшегося, классически выверенного, прошедшего испытание временем исчезает, появляется новое, нужное, но не всегда теоретически и практически оправданное. Например, пресс-релиз, служебный документ, рождающийся из-под пера чаще всего не журналиста, никак не может быть жанром. Но само явление трансформации отдельных жанров и жанровой системы в целом следует признать. Жанр возможно определить как «особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная» (Кройчик, 2004). Но следует привести и академическое определение жанра (франц. janre - род, вид), как исторически сложившийся род художественных произведений, характеризующийся определенными сюжетными, стилистическими и другими признаками (Совр. толк. сл. русского языка, 2004). Надо признать, что в теории журналистики понятие жанра носит все же более условное понятие.
Как система, жанры журналистики (публицистики) составляют три группы: информационные, аналитические, художественно-публицистические (литературные). Хотя выделяются внутри групп и подгруппы, и жанровые видообразования. Аналитические жанры отличаются глубиной доказательности, широтой освещения действительности, широтой выводов и обобщений.
Жанр — это всегда текст, но не каждый текст является жанром.
Неплодотворны попытки подменить понятие жанра понятием текста. Но и
жанров в публицистике в чистом виде не бывает. Жанровые различия состоят в
своеобразии предмета (объекта) познания, отображения, а также в своеобразии
рабочих функций, организаторскими, познавательно-воспитательными
задачами. Особенно это относится к группе аналитических жанров. Итак, «под
журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами» (Тертычный, 1998).