ОРГПРОЕКТИРОВАНИЯ
МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ
Причины сопротивления личного характера
К этой группе можно отнести следующие причины:
привычки и инерция мышления;
страх перед новым, неизвестным;
сложность предсказуемости новых направлений развития организации и её подразделений;
потребность в гарантиях сохранить своё собственное рабочее место;
угроза положению старых руководителей и поэтому отрицание необходимости перемен;
непоколебимая уверенность старших руководителей только в своей правоте;
страх перед возможным изменением сложившихся в коллективе социальных отношений;
невовлечённость в подготовку преобразований работников, которых затронут эти перемены;
необходимость принятия решений при минимальных ресурсах или при их отсутствии;
обвинение руководителей в прошлых неудачных решениях;
необходимость признать свои ошибки без ссылок на объективные обстоятельства;
предложенные изменения становятся угрозой для будущей карьеры сотрудников подразделений и аппаратов управления;
Приведённый примерный перечень причин сопротивления новому показывает, что уже на этапе предварительных исследований и концептуальных разработок может быть учтена реакция работников на предполагаемые организационные изменения. Однако, подходы к реорганизации с учётом участия коллектива требуют значительного времени на обсуждения, подготовку общественного согласия и т.п. Поэтому в случае необходимости быстрых и радикальных изменений руководитель должен использовать и жесткие меры.
Для повышения эффективности организационного проектирования и ускорения использования его результатов в процессе перестройки организации, её подразделений, аппарата управления необходимо:
- иметь четкую программу организационного проектирования;
-всегда помнить, что нет простых и единственно правильных реше-
ний проблем, стоящих перед организацией;
-не делать из предлагаемых решений тайны от сотрудников;
- не увлекаться чрезмерной пропагандой нововведений.
Перечисленные рекомендации основаны на том, что при засекречивании целей оргпроектирования и вариантов обсуждаемых руководством решений в коллективах работников начинают циркулировать слухи, домыслы, создается атмосфера неуверенности и страха. В такой обстановке коллектив практически перестает работать. При очень активной пропаганде возникают радостные ожидания, которые потом очень часто сменяются чувством неоправданных надежд и разочарований.
При разработке организационно-управленческих проблем большие трудности возникают на следующих этапах: формулирования миссии, выборе целей, подцелей, стратегического планирования, проектирования новой организации, управления персоналом, создания гибкой системы управления. Все они представляют собой важнейшие инструменты для решения организационно-управленческих проблем и требуют квалифицированного решения.
Важными направлениями эффективного преодоления трудностей оргпроектирования является комплексный анализ и решение управленческих, политических и культурных проблем организации.