Формирование информационных ресурсов детских и школьных библиотек: исторический аспект


Первые библиотечные фонды для детей формировались в монастырях и первый опыт создания таких фондов в Беларуси можно отнести к ХI веку.

Есть основания утверждать, что фонды, ориентированные на пользование детьми, возникли одновременно с фондами, рассчитанными на взрослых пользователей. Первоначально речь, собственно говоря, шла об одних и тех же книгах. Наряду с богослужебной книгой в фондах была представлена нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая, включая летописную, литература. Большое внимание уделялось агиографическим произведениям, т.е., содержащим жизнеописания святых. Среди них особая роль отводилась местным святым, т.е., иными словами, в библиотечном фонде изначально присутствовала краеведческая литература.

В среднем фонд состоял из 20 книг, что по тем временам представляло собой довольно значительную величину. Вместе с тем были и большие по объему библиотечные фонды. Так, в мужском и женском монастырях, основанных в XII в. Евфросинией Полоцкой (в миру княгиня Предслава), существовали скриптории (от лат. scriptum — писать) — мастерские по переписыванию книг и их оформлению в переплеты. Из этих книг составлялись фонды данных библиотек. Эти же книги выполняли учебную функцию: по ним дети учились чтению, письму, цифири, церковному пению, швению (швейному делу) и другим предметам.

Детские библиотеки как таковые начали создаваться уже в конце XIX века. Так, в 1878 году известный библиограф и книговед А.Д.Торопов открывает в Москве первую общедоступную детскую библиотеку. К 1914 году их в России уже 20. Существовали планы развития сети детских библиотек. Детские библиотеки признавались самостоятельными культурно-просветительским учреждениями, которые нужно открывать наравне с общественными и народными.

Тем не менее, фонды детских библиотек на протяжении 20 столетия были подчинены идеологии власти.

Фонд детской библиотеки, помимо функций, свойственных фонду любой библиотеки, предназначен для:

1. персонального информирования подрастающих поколений;

2. обеспечения каждому читателю свободного выбора книг и других видов документа, предназначенных для чтения, прослуши­вания, просмотра в целях умственного, нравственного, эстетичес­кого развития личности, удовлетворения рекреационных потреб­ностей при незначительном ограничении документов, не соответ­ствующих по содержанию требованиям ООН о правах детей, Декларации прав и свобод гражданина, а также недоступных для восприятия и осознания прочитанного;

3. упрочения и приумножения приобретенных в учебном заведении знаний;

4. стимулирования книгосоздания и книгоиздания для детей;

5. привлечения в число читателей социально неблагополучных подростков;

6. развития идей библиотерапии.