Интервью
Интервью - это способ получения информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью:
1) свободные (не регламентированные темой и формой беседы);
2) стандартизированные (близкие к анкете с закрытыми вопросами).
Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, уровень получаемой информации - богатством и сложностью ответов.
В отличие от анкетного опроса интервью характеризуется непосредственным контактом респондента и интервьюера.
По форме проведения различают групповые и индивидуальные интервью. В первом случае опрашивается сразу несколько человек, во втором беседа ведется с одним человеком. По форме самого интервью выделяют свободный и формализованный виды. Они отличаются степенью жесткости, фиксированности вопросов и их последовательности. В ситуации свободного интервью две беседы, проведенные одним и тем же интервьюером с разными респондентами, могут очень сильно различаться между собой. Также сильно будут различаться интервью на одну и ту же тему, проведенные разными людьми.
По теме интервью различают клиническую беседу и фокусированное интервью.
Клиническая беседа может затрагивать самые разные вопросы, часть из которых и не предполагалось обсуждать заранее, но в процессе беседы с респондентом появилась такая необходимость.
Фокусированное интервью характеризуется сконцентрированностью всех вопросов на одной заданной заранее теме.
Структура интервью включает набор этапов разработки и проведения интервью и их заданную последовательность.
Каждый этап позволяет решить конкретные специфические задачи. На первом этапе основная задача интервью - наладить контакт с респондентом (клиентом).
При решении задач первого этапа респондент (клиент) должен достичь следующих целей:
1) получить необходимую мотивацию для дальнейшей беседы с интервьюером (сотрудником);
2) убедиться в своей компетентности в обсуждаемых вопросах;
3) настроиться на открытое и честное высказывание своих мыслей и суждений.
В свою очередь интервьюеру (сотруднику) следует узнать индивидуальные особенности респондента (клиента) с тем, чтобы более адекватно его уровню знаний, культурным особенностям, образованию и т.п. вести основную часть интервью.
На втором этапе основная цель интервью - сбор основной информации, получение ответов на сложные вопросы беседы.
На третьем этапе основная цель - завершить интервью, снять напряжение с респондента (клиента), сохранить контакт для дальнейшей работы с ним.
При разработке и составлении опроса наиболее жесткие требования предъявляются к анкете, т.к. в ней самой должно быть представлено и строго проработано то содержание, которое в интервью легко может быть скорректировано по ходу самой беседы. Однако, в принципе, правила составления опроса распространяются и на анкеты, и на интервью.
Интервью, проводимое в отделе кадров, включает три этапа:
1. Вступительная часть. Ее цели:
- установление контакта;
- постановка цели;
- установление атмосферы взаимного доверия.
2. Основная часть. Ее цели:
- сбор информации;
- сообщение информации;
- принятие решений.
3. Заключительная часть. Ее цели:
- снятие напряжения;
- подведение итогов интервью;
- мотивация на выполнение принятых решений.
Эти требования охватывают соблюдение этапов опроса, последовательность задаваемых вопросов, оптимальный размер анкеты или длительность интервью.
Содержательные критерии при составлении опроса связаны с проверкой того, насколько в ответах на поставленные в опросе проблемы респондент вскрывает то внутреннее содержание, которое и является предметом изучения. Дело в том, что опросные данные в разной мере адекватно фиксируют не сами интересующие интервьюера проблемы и даже не то, как они представлены в сознании респондента, а лишь высказываемые респондентами мнения по поводу этих проблем. И главная задача интервьюера, готовящего беседу, состоит в выборе таких вопросов, стиля своего поведения, процедуры анализа ответов, которые позволили бы перейти от мнений респондента к анализу изучаемой проблемы.