Метод силы — стремление одной стороны навязать другой свое решение
Метод сотрудничества — соперничающие стороны действуют в поиске наилучшего варианта решения конфликтной ситуации
Метод компромисса
Компромисс — вид соглашения, в котором обе стороны занимают средние позиции в рамках имеющихся расхождений и поля проблем.
В демократических странах является классическим методом в разрешении конфликтов.
Суть метода: управление конфликтом посредством достижения соглашения в ходе непосредственных переговоров сторон.
Метод компромисса применяется в случаях:
§ когда цели конфликта достаточно важны, но затрачивать еще больше усилий на его продолжение нет необходимости;
§ когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;
§ достижения временных соглашений по комплексным проблемам;
§ достижения целесообразных решений в условиях давления фактора времени;
§ выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;
§ когда обе стороны считают, что их цели могут быть лучше реализованы с помощью переговоров на основе соглашений типа: «дай-возьми»;
§ если обе стороны имеют достаточно времени;
§ ограниченности ресурсов;
§ нежелательности исхода «выигрыш-проигрыш».
Технология метода:
§ переговоры;
§ каждая сторона вносит свой вклад в движение к компромиссу;
§ поиск приемлемых решений.
Ограничения для применения метода компромисса:
§ нереалистичность первично занятой позиции по причине ее неадекватной оценки (например, преувеличения);
§ принятое решение слишком аморфно и не будет эффективным;
§ в случае оспаривания участниками принятых обязательств.
Результат компромисса: нет откровенно проигравшей стороны и нет явного победителя.
Достоинства метода:
§ возможность решения спорных вопросов для обеих сторон;
§ фокусирование внимания на взаимных интересах;
§ использование объективного критерия в ходе переговоров;
§ ведение переговоров на основе уважения достоинства обеих сторон;
§ разработка взаимовыгодных решений.
Применяется в случаях:
§ выработки интегративного решения, когда «корзины» проблем обеих сторон слишком важны для принятия только компромисса;
§ когда одна из сторон нуждается в выявлении своих объективных целей в конфликте;
§ выявления позиций социальной группы, придерживающейся другой линии в перспективе;
§ выработки соглашения на основе принципа консенсуса;
§ когда есть время для поиска альтернативы, удовлетворяющей притязания обеих сторон;
§ соблюдения принципа обязательности конфликтующих сторон и умения использовать процесс сотрудничества.
Специфические действия конфликтующих сторон:
§ ориентация на разрешение проблемы;
§ акцент не на различия, а на разделяемые обеими сторонами идеи и информацию;
§ поиск интегрируемых решений;
§ выявление ситуаций, когда обе стороны должны выиграть;
§ подход к конфликту как к вызову.
Методика решения конфликта через решение проблемы, предложенная Аланом Фили, заключается в следующем:
§ определите проблему в категориях целей, а не решений;
§ когда проблема определена, определите решения, приемлемые для обеих сторон;
§ сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
§ создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;
§ во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнения другой стороны, сводя к минимуму проявления гнева и угроз.
Ограничения в применении метода: необязательность сторон, неблагоприятные временные условия.
Результат применения метода: «выигрыш-выигрыш» для обеих сторон.
Применяется в следующих ситуациях:
§ когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств;
§ в случае жесткой необходимости введения непопулярных решений (дисциплинарных ограничений, понижения размера зарплаты);
§ в жизненно важных для организации ситуациях, когда сильная сторона осознает свою правоту;
§ против социальных групп с деструктивным поведением. Вероятные модели поведения:
§ навязывание стратегий типа «выигрыш-проигрыш»;
§ использование конкуренции;
§ использование власти путем принуждения;
§ требование подчинения.
Данный метод эффективен в ситуациях, при которых администрация имеет значительное преимущество перед работниками.
Результат применения метода: «выигрыш-проигрыш».