Древний Египет.


Солнечный храм. Обелиск.

Сфинкс.

Мастабы.

Некрополи в Саккаре, Дахшуре, Гизе, Абидосе, на западном берегу Фив (Дейр-эль-Бахри, долины Царей и Цариц).

Палетта Нармера.

Ансамбли пирамид фараонов: Джосера, Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина.

 

Заупокойный ансамбль фараона Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри,две пирамиды Аменемхета III.

Храмовый ансамбль царицы XVIII династии Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, ансамбли Карнака и Луксора, колоссы Мемнона – статуи Аменхотепа III, Аменхотеп IV – Эхнатон, царица Нефертити – новая столица Ахетатон (Тель-эль-Амарна), Тутанхамон, храм Осириса в Абидосе (Сети I). Рамсес II - заупокойный храм Рамессеум,расширение Луксорского храма, достройка Гипостильного зала Карнакского храма, в Нубии, в Абу-Симбеле, в скале были вырублены два пещерных храма. Рамсес III – поминальный храм в Мединет-Абу.

Карнак -одна колонна фараонаТахарки.

Эдфу – храм Гора. Дендера – храм Гатор (не завершен). Ком-Омбо - храм двух богов: Гора-сокола и Собека-крокодила. Храм Исидыи другие строения на островеФиле.

 

 

Геометрически правильные колонны: а) столб квадратного сечения; б) колонны в виде граненого цилиндра; в) колонны в виде суживающегося кверху цилиндра.

«Изобразительные» колонны: а) папирусообразная; б) лотосообразная; в) пальмообразная; г) со сложной композитной капителью; д) с гаторической капителью (богиня Гатор); е) капитель – перевернутый колокол.

 

1. Додинастический период ( V – IV тыс. до н.э.).

2. Раннее царство, I – II династии ( начало III тыс. до н.э.).

3. Древнее царство, III – VI династии (2800 – 2400 г.г. до н.э.).

4. Среднее царство, VII – XVII династии (конец III тыс. – XVII в. до н.э.).

5. Новое царство, XVIII – XX династии (XVI – XI в.в. до н.э.).

6. Позднее царство, XXI – XXX династии (1050 – 332 г.г. до н.э.).

7. Эллинистический период (332 – 30 г.г. до н.э.).

Египтяне первыми в мире создали монументальную каменную архитектуру; замечательный реалистичный скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла.

Основу художественного стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. (Существуют предположения, что такие основы древнеегипетского искусства, как геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной, как это было, к примеру, в Месопотамии.)

Особенность архитектуры и искусства Древнего Египта - соблюдение неких канонов. На протяжении всей истории Древнего Египта памятники имели религиозно-культовое назначение, и создатели были обязаны следовать установившимся канонам. Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Египетский треугольник со сторонами 3, 4, 5 использовался для соблюдения прямого угла.

Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами и гигантскими храмовыми ансамблями.

Около 2650 г. до н. э. по проекту архитектора Имхотепа

была воздвигнута пирамида Джосера.

Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды, вознёсшиеся на западном берегу Нила (пирамиды плато Гиза близ Каира).

Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах и рельефах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками.

Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Поэтому в рельефе, рисунке, скульптуре изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее подходящим для счастливой и вечной загробной жизни. Изображение любого предмета, живого существа или человека — это изображение не самого предмета или человека, а изображение его Ка

.

1. Додинастический период ( V – IV тыс. до н.э.).

Образование Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта.

Плита фараона Нармера, I династия, ( 64 см). Борьба Севера и Юга. 1.1,1.2

 

2. Раннее царство, I – II династии ( начало III тыс. до н.э.).

Фараоны: Гор-Ах, Джер, Джет, Ка и др.

Столица – Мемфис. Некрополи – гробницы лучше всего сохранились в Саккаре и Абидосе. В Абидосе – кенотафы, т.е. ложные гробницы, сооруженные в связи с обрядомхеб-сед.

Мастаба (скамья). Наиболее крупная гробница – мастаба визиря Хемаки в Саккаре 57,3х26 м.

Материалы: вначале дворцы из бревен, затем – из кирпича-сырца, культовые сооружения в течение долгого времени делали из тростниковых циновок. Далее – культовые постройки из камня.

Обряд хеб-сед. Согласно древним верованиям, предводитель племени у первобытных народов, а позднее, в период раннеклассового общества, царь покровительствовал плодородию природы. Представление, что с возрастом царь утрачивает способность воздействовать на природу, приводило к убийству состарившегося царя и замене его молодым. Позднее физическое уничтожение вытеснил обряд «убийства» и «возрождения» правителя, состоявший из торжественного выноса культовой статуи божества, посещения фараоном молельни, жертвоприношения, торжественного шествия, в котором принимал участие фараон, приближенные и жрецы, и ритуального бега фараона. Этим ритуалом он как бы подтверждал свою силу, крепость и символизировал быстрое приближение к божеству. Божеству приносили жертвы, чтобы получить у него благословение и благополучие. Божеству также приносили землю, прося сделать ее плодородной. Богатый урожай в год хеб-седа считался явным свидетельством крепости сил фараона и его права на власть. В церемонию входили и символическое убийство царя, и возведение ложной гробницы – кенотафа.

 

3. Древнее царство, III – VI династии (2800 – 2400 г.г. до н.э.).

III династия. Фараоны: Джосер, Сехехет, Неферк, Снофру, Хеопс, Джедефр,

Объединение Верхнего и Нижнего Египта при фараонах III династии. Административный округ – «ном», во главе нома – номарх. Культ фараона.

Пирамида. Эволюция развития.

Саккара. Джосер подарил остров Филе жрецам богини Исиды, а Элефантину — жрецам бога Хнума, который, как утверждается в надписи, и избавил страну от засухи.

Пирамида Джосера, ~ 2780 г.г. до н.э.(ступенчатая),первое монументальное каменное сооружение Египта, ее роль в истории египетской архитектуры огромна. Размеры – 109,2 х 121 х 60 м. Впервые сложилась система ансамбля, все части которого органически связаны друг с другом и включают в себя пирамиду, южный и северный дворцы, поминальные храмы. Кенотаф Джосера также расположен в комплексе и его погребальная камера частично вырублена в скале. Имя зодчего – Имхотеп.

 

IV династия. Три пирамиды Снофру, две из них – кенотафы – ложные гробницы.

Медум - ступенчатая пирамида (первая).

Дашур – архитектурный ансамбль (погребальный), состоящий из пирамиды и двух соединенных друг с другом поминальных храмов, впервые появился в дашурском комплексе Снофру и стал типичным для всех погребальных ансамблей IV династии.

 

Вторая пирамида напоминает мастабу, над которой возвышается пирамида с основанием, равным верхнему основанию мастабы.

 

Третья пирамида в северной части дашурского некрополя почти правильная– 215х220х100 м, вероятно именно она и была подлинной.

Три пирамиды в Гизе (IV династия), Хеопс, Хефрен, Микерин. Ансамбли заупокойных храмов, святилищ, солнечные храмы, мастабы.

 

ПирамидаХеопса– первая и самая грандиозная, 233х233х146, 59 м.Сложена из известняковых блоков: 2300000 весом от 2,5 до 30 т, облицована плитами известняка.Погребальная камера отделана полированным гранитом. Ансамбль ее включал два заупокойных храма, помещения для священных лодок фараона (ночная лодка –мескет, дневная –манджет) и другие сооружения, до сих пор до конца не изученные. В храме Хеопса впервые в египетской архитектуре появились свободно стоящие столбы.Зодчий ансамбля – брат ХеопсаХемиун.Пирамида называется «Ахет-Хуфу» — «Возрождение Хуфу (Хеопса)». Верх пирамиды венчал позолоченный камень — пирамидион. Вход в пирамиду находится на высоте 15,63 метров на северной стороне. Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой.

 

Пирамида Хефрена 215,25х215,25х143,3 м, верхний и нижний храмы соединены узким проходом, отделаны темно-розовым гранитом и светлымалебастром.Статуи высечены из зеленого диорита, светлого алебастра, желтогошифера.

Пирамида Хефрена (точнее — Хафры) — вторая по величине древнеегипетская пирамида, расположена рядом с Великим Сфинксом, а также пирамидами Хеопса (Хуфу) и Микерина на Плато Гиза. Была покрыта известняком, который виден и сегодня на 45 метрах у самой вершины, и была украшена розовым гранитным пирамидионом, который сейчас утерян.

Храмы Хафры, ставшие образцами для фараонов Древнего царства, были построены из многотонных блоков гранита и известняка. Это обширные здания: 113 м на 49 м — заупокойный храм, и 45 м на 50 м — храм в долине, сохранившаяся высота которого в настоящее время составляет 13 м.

Формы начали полностью совпадать с конструкцией, архитектура овладела новым материалом.

Синтез архитектуры и скульптуры, в египетской культуре роль архитектуры – ведущая.

 

Невдалеке от пирамиды Хефрена – огромная статуя сфинкса, высеченная из скалы. Была раскрашена, высота – 20 м, длина – 57 м.

Пирамида Микерина– из очень больших блоков, облицована гранитными плитами, размеры – 108,4х108,4х62 м. Заупокойные храмы в значительной части – из кирпича-сырца с деревянными перекрытиями в отличии от каменных храмов Хефрена и Хеопса.

Пирамида Микерина (Менкаура) — самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Несмотря на небольшие размеры пирамиды, в ней использованы блоки более чем 200 тонн весом. Водворение на место блока такого размера, самого тяжелого на плато Гиза, было подлинным техническим подвигом. Колоссальная статуя сидящего царя из центральной капеллы храма — одна из самых огромных в эпоху Древнего царства. Новый тип скульптурной группы - триада.

Для строителей этого времени главным стало качество художественного исполнения.

С точки зрения архитектоники не было необходимо возводить очень высокую пирамиду, так как погребальная камера располагалась на уровне земли, а сама пирамида была облицована защитным по сути материалом – гранитом. После Менкаура размеры пирамид обрели стандарт.