Контроль и оценка.
Под контролем имеется в виду постоянное отслеживание процесса решения проблемы. Оценка подразумевает вынесение заключения о качестве как процесса решения, так и полученных результатов. Это - заключительные, аналитические этапы решения проблем. Контроль в первую очередь состоит в сравнительном анализе нормативных («как должно быть») положений с реально полученными результатами. Воздействие с целью устранения расхождения между нормативом и реалией составляет суть управления процессом. Если это воздействие осуществляется по ходу реализации процесса, то говорят об оперативном управлении, если сравнивают окончательный результат с поставленной целью, то говорят о стратегическом управлении. Оперативное управление позволяет направлять процесс разрешения проблем в нужное русло. Стратегическое управление позволяет скорректировать методику разрешения проблем.
Оценка может быть представлена как многокритериальный анализ результата, например, на основе функции штрафа следующего вида:
Где - значение оцениваемого показателя,
- эталонное значение i-го показателя качества результата,
значимость показателя
для качества результата в целом, n – число оцениваемых показателей.
Отметим, что отклонения при решении проблем организационных систем могут быть двух видов:
- отклонения процесса от плана решения проблемы;
- отклонения плана от конкретных реалий - вследствие недостатков процедуры планирования.
Приведем пример (в весьма сокращенном виде) процедуры решения проблем бюджетной деятельности в таможенной сфере.
Шаг проблемного анализа | Действия |
1. Распознавание проблемы | Недостаточная информация о получении бюджетных поступлений от внешнеэкономической деятельности для достоверного анализа |
2. Определение проблемы | Отсутствует процедура централизованного сбора и контроля за информацией о поступлении бюджетных средств |
3. Формулировка стратегии решения проблемы | Унифицировать процедуры сбора информации о поступлении денежных средств от внешнеэкономической деятельности. Варианты: 1. Введение единого лицевого счета для всех типов ВЭД 2. Ввести единый бюджетный счет 3. Организовать процедуру оперативного контроля бюджетного процесса 4. Разработать интегрированную модель бюджетной деятельности и координировать в соответствии с ней деятельность всех получателей бюджетных платежей. Решение проблемы – реализация варианта № 4, так как он консолидирует деятельность всех органов таможни и не разрушает существующую модель деятельности. |
4. Получение информации | Привязка интегрированной модели деятельности к организационной структуре таможни. Проведение совещаний с целью координации поступлений денежных средств от получателей платежей всех уровней. Учет поступлений денежных средств от всех структурных подразделений таможенных органов. |
5. Распределение ресурсов | В соответствии с интегрированной моделью деятельности разработка концептуальной модели автоматизированной деятельности и распределение технических и программных средств обеспечения деятельности. Обучение персонала и привлечение необходимых дополнительных людских ресурсов в интересах поддержки автоматизированной де6ятельности. |
6. Контроль и оценка | Ведение оперативного баланса бюджетной деятельности на основе учета поступлений денежных средств (ведение лицевых счетов участников ВЭД). |