Распределение ресурсов.


Получение информации.

Умение находить нужную информацию при решении проблемы играет не последнюю роль для достижения успеха и заметно влияет на конечный результат. Достоверная и своевременная информация необходима как при диагностике проблемы, так при принятии решения и его реализации.

Предварительная и часто ошибочная информация почти всегда оказывает свое влияние. Одним из средств своевременного предоставления необходимой информации являются автоматизированные системы.

П. Друкер пишет: «Не старайтесь собрать все факты, относящиеся к делу – это невозможно в принципе. Отбирайте в основном те факты, которые имеют наибольшее влияние на ситуацию, оставляя в стороне мелкие детали. Чем больше у вас фактов, тем труднее бывает свести их воедино и учесть все их взаимосвязи».

Учитесь действовать в ситуации неопределенности. Развивайте свою интуицию, которую психофизиолог П.Симонов называл «надсознательным» компонентом разума. Для этого перед началом действия «прикиньте» вероятность наступления того или иного ходя событий, а после разрешения ситуации сравните свои прогнозы с реальностью и выявите возможные причины этого рассогласования, с тем, чтобы в дальнейшем предвидеть ситуацию более точно.

Имейте в виду, что субъективные ошибки и негативные последствия принятия любого решения неизбежны, а вопрос состоит лишь в минимизации возможных потерь. При этом концентрироваться нужно не на потерях, а на выигрыше, стараясь сделать его максимальным.

Вся деятельность в сфере информационных технологий собственно направлена на обеспечение лиц, принимающих решения информацией, обладающей следующими качествами:

- своевременность – информация должна быть предоставлена в нужное время;

- достоверность;

- полнота;

- непротиворечивость;

- актуальность;

- отсутствие избыточности.

Например, одним из подходов к решению проблемы пробок является оперативный сбор информации с телекамер, размещенных над трассами с целью оптимизации работы светофоров.

В процессе решения проблемы необходимо определить, какие ресурсы можно выделить для достижения поставленной цели в рамках сценария реализации принятого решения. Это очень важно, поскольку времени почти всегда не хватает даже на самые важные дела. Сценарий решения состоит из связок

КТО

ЧТО

КОГДА

КАК

КАКИМИ СИЛАМИ (средствами).

Эти компоненты сценария ложатся в нейролингвистическую формулу (основу языка) «субъект – объект – предикат». Понимание этого триединства является ключевым для понимания особенностей построения мыслительной деятельности, освоения окружающего мира и формирования системы знаний о нем, наконец построения объяснительных схем как основы самопонимания, понимания и взаимопонимания.

В деятельностной проекции его можно развернуть в графическое представление (рис.1):

 

 

 
 
кто

 

                               
   
   
   
что
     
что
       
 
 
     
как
 
 
 
 
 
   
когда

 


Рис. 1

В виде диаграммы элементарного процесса это выглядит так:

ВХОД ВЫХОД

Рис. 2

Почему одни люди работают гораздо производительнее других? Почему за один и тот же отрезок времени одни успевают сделать так много, а другие - мало? Ответ: у людей различаются подходы к распределению ресурсов. Умные люди распределяют время умело и тратят его не больше, чем требует поставленная задача. Более бестолковые расходуют время без продуманной системы, в результате они успевают так мало.

Временные ресурсы являются одними из основных. Кроме того, существуют следующие ресурсы:

- материальные;

- информационные;

- финансовые;

- кадровые;

- социальные (налаженность контактов и навыки совместной деятельности);

- интеллектуальные (когнитивные).

Все эти ресурсы задействуются в завязанные в решение процессы планирования, управления и реализации основной деятельности.