Уравновешивание четырехцилиндрового однорядного двигателя


При уравновешивании однорядного четырехтактного четырехцилиндрового двигателя применяются два способа: конструкция коленчатого вала и установка противовесов. На данных двигателях устанавливают плоский коленчатый вал с углом развала между кривошипами 180° (рис. 1.32). Такая конструкция коленчатого вала обеспечивает лучшие условия для уравновешивания, равномерное чередование вспышек и изменения крутящего момента. Порядок работы таких двигателей 1–2–4–3 или 1–3–4–2 с чередованием вспышек через 180°.

Рис. 1.32. Уравновешивание четырехцилиндрового двигателя

Неуравновешенные силы по цилиндрам равны:

1-4-й цилиндры;

2-3-й цилиндры;

1, 2, 3, 4-й цилиндры .

1, 2, 3, 4-й цилиндры .

Сумма сил инерции первого порядка взаимно уравновешена, так как

.

Сумма моментов всех сил инерции вследствие симметрии вала равна нулю:

.

Сумма центробежных сил вращающихся масс взаимно уравновешена, так как

.

Однако моменты от сил Рr значительно нагружают подшипники коленчатого вала. Для уменьшения влияния моментов, изгибающих вал, и разгрузки его шейки и подшипников на щеки кривошипов устанавливают противовесы.

Сумма сил инерции второго порядка

.

Следовательно, силы инерции второго порядка не уравновешены. Их можно уравновесить с помощью дополнительного уравновешивающего механизма, вращающегося с удвоенной угловой скоростью. Однако это сложно и громоздко, и силы инерции второго порядка в таких двигателях остаются неуравновешенными. Они воспринимаются рамой через опоры двигателя.

В редких случаях выполняется уравновешивание с использованием дополнительных балансировочных валов и противовесов, например, двигатель Saab 2.3 (рис. 1.33).

Рис. 1.33. Уравновешивание четырехцилиндрового двигателя Saab 2.3