Тема 1.10.


Э

Ш

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Д

Г

В

Б

А

Абсолютизм (фр. absolutisme от лат. absolutus – безусловный, неограниченный) –понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом. Абсолютизм означает сосредоточение власти в руках одного лица – монарха и связан с высокой степенью централизации государственного управления.

 

Автократия (от греч. autokrateia – самовластие, самодержавие) – форма правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве.

 

Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – тип политического режима, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или властного органа, но при наличии ее ограничений. Формы авторитаризма – абсолютная монархия, диктатура,

посттоталитарные режимы.

 

Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) – социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

 

Бихевиоризм (от англ. behaviorism, behaviour – поведение) – наука о поведении (одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX - начала ХХ веков), изучающая политику, политические отношения через призму поведения личности и групп лиц на базе широкого использования эмпирических методов анализа.

 

Власть - это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом.

Власть политическая – понятие, фиксирующее совокупность механизмов и средств, способов определяющих воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.

 

Господство политическое – способ политического управления, основанный на непосредственном и безусловном повиновении.

 

Государство – важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения.

 

Государство правовое – тип государства, в котором утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти.

 

Гражданское общество – понятие, подразумевающее индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, специфическую историческую его форму, состояние. Понятие “гражданское общество” в каждый данный момент позволяет показать соотношение между социальным идеалом и реальным состоянием общества.

 

Демократия (от греч. demos - народ, kratos - власть) – народовластие; форма правления государства, характеризующаяся признанием власти народа, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборность основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.

 

Деспотизм (от греч. despoteia - неограниченная власть) – форма самодержавной власти, неограниченная монархия, отличающаяся полным произволом власти, бесправием подчиненных; самовластие и тирания по отношению к окружающим.

 

Диктатура (от лат. dictature - неограниченная власть) – способ осуществления государственной власти, для которого характерно непосредственное применение вооруженной силы, ограничение прав и свобод.

 

Законодательная власть - вид государственной власти, орган представительства интересов социальных общностей людей, осуществляющим функции по изданию законов, обязательных для исполнения всеми людьми, проживающими на определенной территории.

Исполнительная власть – вид государственной власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.

 

Классы (от лат. classis - разряд) – большие группы людей, по теории К.Маркса, являющиеся основой формирования политической организации общества.

 

Консерватизм (от лат. conservate - сохранять, охранять, заботиться о сохранении) – политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Легитимность политической власти (от лат. legitimus - законный) – признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания.

 

Либерализм (от лат. liberaris - касающийся свободы, присущий свободному человеку) – идейное, социальное и политическое движение с определенной социальной основой политических партий с программными, стратегическими и тактическими установками. Центральным элементом либерализма является теория и практика правового государства.

Маргинальность политическая (от лат. mardinalis - край, сторона) – форма социальной жизни, при которой государственные ограничения определяют собой содержание межличностных отношений как среду, где происходит формирование индивида. Маргинальная личность - промежуточный, пограничный человек, который ощущает свое место в мире, лишь принадлежа к какому-либо псевдомассовому движению. Маргиналы не объединены никакими общими интересами ими целью.

 

Монархия (от греч. monarchia - единовластие) – форма государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица - монарха - верховной власти, которая передается по наследству.

 

Национал-социализм – политическое течение, для которого характерны крайний антикоммунизм и антидемократизм, шовинизм, расизм, реваншизм. Организационно оформился в 1919г. в Германии с созданием Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП), фашистской партии.

 

Олигархия – политическая олигархия означает политический режим, где вся полнота власти принадлежит определенной абсолютной элите.

 

Охлократия (от греч. ochlos - толпа, группа, чернь и kratos - власть) – власть толпы, а не закона.

 

Партия политическая (от лат. pars, partis - часть) – группа единомышленников, стремящихся к общей цели.

 

Политическая система общества – сложная совокупность институциональных структур государства и общества, форм взаимодействий между ними, направленных на осуществление политической власти, управления, руководства, регулирования общественно-политических процессов.

 

Радикализм политический (от лат. radicalis - коренной) – практическая и идеологическая ориентация политики, предлагающая принципиальное изменение общества и политической структуры средствами решительных, кардинальных действий.

 

Революция политическая (от лат. revolutio - поворот, переворот) – насильственный способ изменения политической системы, который осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, имеющего власть, и остальных классов, стремящихся к завоеванию политического господства.

 

Режим политический (от лат. regimen - управление) – совокупность способов и средств осуществления власти в данном государстве.

 

Социал-демократические партии – политические организации, занимающие левоцентристские позиции партийно-политического спектра, которые выступают с программами социальных реформ, развития смешанной экономики и государственного благосостояния. К СДП относятся социалистические, лейбористские, рабочие партии. В настоящее время в мире насчитывается около 80 партий этой ориентации.

 

Социализм (от лат. socialis) – переходная форма социально-политических отношений, которая сменяет капитализм в результате установления диктатуры пролетариата и направленная на построение коммунистических отношений.

 

Строй политический - система политико-государственного и политико-негосударственного устройства, характеризующаяся определенными взаимоотношениями политических институтов и политической власти.

 

Тоталитаризм (от лат. totalitas - полнота, цельность) – тип политического режима и способ осуществления государственной власти. Тоталитаризм – крайняя форма деспотизма: монополия власти одной политической партии; господство единственной идеологии; абсолютная власть вождя; ориентация на “идеальное” будущее и создание “нового человека”; ставка на свою расу (класс, партию) и т.д. Главная цель – уничтожение гражданского общества.

 

Унитарное государство (от лат. unitas - единство) – форма территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико-правовой статус входящих в государство составных частей. Основные черты: единая конституция, система высших органов государственной власти, управления, судебной системы, единым гражданством. Политическое управление осуществляется из центра с применением жестких методов и средств.

 

Фашизм (от итал. fascismo, лат. fascio - пучек, связка, объединение) – вариант тоталитарного политического режима, особенностью которого является стремление к установлению жесткой иерархически структурированной власти, беспрекословное подчинение авторитету вождя, возведение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Возник в 1919г. в Италии.

 

Федерализм (от фр. federalisme, лат. foedus - договор, союз) – система управления, в которой власть осуществляется одновременно общенациональным правительством и автономными органами правления.

 

Харизма (от греч. charisma - благодать, божественный дар) – определение видов легитимности, которое характеризуется отношением к политическому лидеру как высшему, сверхъестественному существу.

 

Шовинизм (от фр. chauvinisme) – разновидность национальной политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

 

Экстремизм (от лат. extremus - крайний) – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам.

 

Элита политическая (от лат. eligere и от фр. elite - лучшее, отборное, избранное) – группа людей, занимающая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями.

 

Этатизм (от фр. etat - государство) – понятие, означающее огосударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической.


Литература

 

1. Августин Блаженный. О граде Божием: В 4 т. М., 1994.

2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976-1983.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.

4. Арон Р. Этапы развития социалистической мысли. М.: Прогресс, 1993.

5. Арлоу У. Еуфрасiння Полацкая. Мiнск, 1992.

6. Артхашастра, или наука о политике. М.,1993.

7. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М., 1978.

8. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.,1989.

9. Бекон Ф. Сочинения: В 2 т. М.,1978.

10. Бердяев Н.А. Истоки смысл русского коммунизма. М.,1990.

11. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993.

12. Бердяев Н.А Философия неравенств. Берлин,1923.

13. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Наука,1980.

14. Бернштейн Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии. М.,1901.

15. Бернштейн Э. Очерки из истории и теории социализма. Спб., 1902.

16. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан М., 1985.

17. Буров В.Г. Современная китайская философия. М.: Прогресс, 1990.

18. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

19. Власть: очерки современной политической философии Запада //Под ред. Алюшин А.Л., Батурин Ю.М., Мшвениерадзе В.В. и др. М.: Наука, 1989.

20. Вышеславцев Б.П. Кризис культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. Нью-Йорк: Изд-во А.П. Чехова, 1982.

21. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

22. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988.

23. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Наука, 1995.

24. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М.: Из-во корпорация “Логос”, 1997.

25. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.

26. Гегель Г. Философия религии: В 2 т. М.,1977.

27. Гегель Г. Лекции по философии истории. Спб. 1993.

28. Геллнер Э. Национализм возвращается//Новая и новейшая истории. 1989. №9.

29. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы науки и класса//Путь. 1992. №1.

30. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

31. Гоббс Т. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1958. Т.2.

32. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М.,1991.

33. Гуггенбергер Б. Теория демократии//Полис.1991. №4. С.137-148.

34. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

35. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

36. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Наука, 1984.

37. Гусоускi М. Песня пра зубра. Мiнск, 1980.

38. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.,1969.

39. Гэлбрейт Дж. Жизнь в наше время. М., 1986.

40. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991.

41. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе//Вопр.филос. 1990. №9. С.69-75.

42. Демократия в Японии: опыт и уроки. М.: Наука, 1991.

43. Джефферсон Т. Автобиография. Заметки о штате Виргиния. Л.,1990.

44. Древнекитайская философия: в 2 т. М.,1972-1973.

45. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

46. Законы Ману. М., 1992.

47. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

48. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. М., 1994.

49. Ильин И. А Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М.,1992.

50. Ильин М. Л., Коваль Б. И. Что есть политика и что - наука о политике (опыт нетрадиционного обзора)// Полис. 1991. № 4. С. 103-115.

51. История политических и правовых учений: Учебник. М., 1988.

52. Калиновский К. Из печатного и рукописного наследия. Минск, 1988.

53. Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1964-1966.

54. Куфтырев А. И., Лузан А. А. О содержании и сущности полити ческой организации общества //Филос. науки, 1976. № 3. С. 150-153.

55. Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1995.

56. Ленин В. И. Полн. собр. соч.

57. Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.

58. Лихачев Д. С. О национальном характере русских//Вопр. филос. 1990. № 4. С. 3-6.

59. Локк Д. Два трактата о правлении // Соч.: В 3 т. М., 1988.

60. Лосский Н. О. Характер русского народа //Условия абсолютного добра. М., 1991.

61. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 1982.

62. Мангейм Дж. Б., Рич P. К. Анализ общественной политики и оценка программ//Полис. 1991. № 3. С. 174-180.

63. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

64. Межуев В. М. Есть ли будущее у социализма?// Свободная мысль. 1991. № 14. С. 6-18.

65. Мельник В.А. Политология. Мiнск: Вышэйшая школа, 1996.

66. Мухаев Р.Т. Основы политологии. М.: Новая школа, 1996.

67. Нерсесянц В. С. Правовое государство: история и современность// Вопр. филос. 1989. № 2. С. 3-16.

68. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов. М., 1994.

69. Основы политологии: Курс лекций//Под ред. Пугачева В. П. М., 1992.

70. Основы политологии (наука о политике)//Под ред. А. Боднара. Киев, 1991.

71. Паренти М. Демократия для немногих. М., 1990.

72. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1971-1972.

73. Под патриаршим омофором. М., 1989.

74. Права человека: Международный билль о правах человека. Нью- Йoрк, 1995.

75. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

76. Рогалев А.Ф. Белая Русь и белорусы. (В поисках истоков.) Гомель, 1994.

77. Саверчанка I. Сымон Будны - гуманiст i рэфарматар. Мiнск, 1993.

78. Санистебан Л. С. Основы политической науки. М., 1992.

79. Соборный разум - спасение России //Правда, 1993. 1 июня.

80. Сокол С. Ф. Политическая и правовая мысль в Белоруссии XVI - первой половины XVII веков. Минск, 1984.

81. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

82. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

83. Сперанский М. М. Проекты и записки. М.; Л., 1961.

84. Статут Вялiкага княства Лiтоускага 1588г. Тэксты. Даведнiк. Каментарыi. Miнск, 1990.

85. 100 лет христианского социального учения. М., 1991.

86. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М., 1902.

87. Тард Г. Личность и толпа. СПб. 1903.

88. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1896.

89. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

90. Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М., 1990.

91. Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982.

92. Утопический социализм в России: Хрестоматия. М., 1985.

93. Федун А. А. О предмете и методе политологии//Социально-по литические науки. 1991. № 3. С. 65-69.

94. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

95. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

96. Френкин А. А. Феномен неоконсерватизма//Вопр. филос. 1991. № 5. С. 66-74.

97. Фромм Э. Социализм //Коммунист. 1991. № 11 С. 27-38.

98. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

99. Цицерон. Диалоги. М., 1966.

100. Чаадаев П. Я. Сочинения. М., 1989.

101. Человек и общество: краткий энциклопедический словарь-справочник (политология) // Отв.ред. Борцов Ю.С., Ростов-на-Дону: из-во “Феникс”, 1997.

102. Шаран П. Сравнительная политология: В 2 т. М., 1992.

103. Элементы теории политики // Под ред. Опалка К. Ростов-на-Дону, 1991.

104. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.