Политика как социальное явление 9 страница


Посредник должен, в-третьих, приостановить конфликт, развести конфликтующих в разные стороны, подобно судье на боксерском ринге. В этот момент и необходимо начать подготовку переговоров. Образно этот этап можно назвать постановкой диагноза, когда определяется причина, тип конфликта, его острота, выясняются намерения сторон, предлагаются варианты решения и просчитывается их “цена”. На этой стадии субъекты конфликта становятся на реальную почву: понимаю то, чего они могут в действительности достичь.

После подготовки необходимо, в-четвертых, начать сами переговоры. Это самый длительный и трудный этап. Ведь здесь конфликтующие стороны вступают в контакт, а значит психологическое напряжение неизбежно. В процессе переговоров важно смягчить крайние позиции, сконцентрировать внимание на главных вопросах, обеспечить возможность каждому участнику переговоров высказать свое мнение и найти решение, более или менее устраивающее обе стороны.

И наконец, в-пятых, на стадии выхода из конфликта должны быть найдены методы контроля за выполнением принятого решения. Этот этап очень важен и его нельзя недооценивать. Если не позаботиться о соблюдении совместно выработанных правил, то конфликт может возникнуть опять и все придется начать сначала.

Когда конфликт преодолен, между бывшими противниками устанавливаются новые отношения, а политическая жизнь входит в спокойное русло.

Каждый политик и гражданин в течение своей жизни почти всегда становится свидетелем или участником конфликта. Рано или поздно перед ним встает вопрос, как относиться к конфликту: считать его закономерным явлением, стимулом развития общества или нежелательным событием, которого надо избегать. Ни одно из этих соображений нельзя считаться абсолютно правильным. Конечно, конфликты чреваты моральными, психологическим, материальными, людскими потерями. Но, с другой стороны, они обнажают “болевые точки”, выявляют реальные проблемы общественной жизни, а потому таят в себе энергию обновления.

Исторический опыт показывает, что происходит с обществом, в котором конфликт понимается однобоко. Так, как известный сталинский тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму привел к искусственному созданию конфликтов, к физическому уничтожению “врагов народа”. В противоположность тому в 60-70-е годы в нашем обществе преобладающим стало мнение о бесконфликтности социализма, об отсутствии причин для конфликтов. Это привело к тому, что они утаивались, замалчивались, “загонялись внутрь”, и, наконец, вышли наружу.

Таким образом, важен не сам по себе обвинительный или оправдательный приговор конфликту, а научное изучение его причин, типов и методов разрешения.

 

3.6. Формы и способы осуществления политических действий. Условия реализации политической деятельности образуются лабильными (лат. - неустойчивыми, изменяющимися) факторами, которые, с одной стороны как бы ограничивают и направляют политическое действие, а с другой - под влиянием этого действия они сами постоянно изменяются. Такими факторами могут быть внутренняя обстановка в стране; дееспособность политических институтов; соотношение политических сил в стране; внешнеполитическая ситуация и т.д.

Важное место в политическом действии принадлежит формам и способам его осуществления.

Выделяют две формы политического действия - мирную (ненасильственную) и насильственную. В реализации этих форм применяют целый набор разнообразных способов и средств. Исходя из этого важнейшим мирным способом политического действия является реформа - изменение, преобразование, переустройство сторон общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Она не предусматривает переход власти. К мирным способам политического действия примыкает конформизм (лат. - сходный, подобный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п. У конфликтов слабы или отсутствуют собственные позиции. Они покорно следуют любому политическому курсу. Формула “я человек маленький”, “моя хата с краю” и т.п.

К мирным формам политического действия можно отнести решение политических проблем парламентским путем, т.е. посредством внесения изменений в конституцию, принятие законов, заключение договоров, использование избирательной системы, межгосударственных, межпартийных переговоров. Политика связывается или отождествляется с насилием.

Важнейшим отличительным признаком политики является применение организованного, систематичного, широкого, эффективного применения насилия. Легальное политическое насилие на своей территории осуществляет лишь государство, хотя его могут применять и другие субъекты политики. Насилие - преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воли. Насилие может быть физическим, экономическим, психологическим и др.

 

Насилие - неотъемлемая сторона всей человеческой истории. Некоторые ученые отмечают его решающую роль в истории (так, например, К. Маркс выделяет классовую борьбу).

Важнейшим фактором, влияющим на размеры, формы проявления и общественную оценку насилия является характер политического строя: авантюрный, тоталитарный, демократия.

В демократическом государстве насилие должно быть легитимным, признанным народом и ограниченным правом.

Легитимность политической власти (лат. legitimus - законный) - признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания. Легитимность власти не является правовым процессом, поэтому с политологической точки зрения не обладает юридическими функциями. Она фиксирует факт признания ее народом, а следовательно, наделяется правом предписывать нормы поведения людям. Легитимная власть поэтому взаимодоверительна. Народ доверяет власти осуществление определенных функций, а власть обязуется их выполнять, используя многообразные механизмы и способы. Подобное состояние легитимности - процесс, трудно достигаемый и сохраняемый. Только в обществе с устоявшимися нормами поведения, развитой культурой власти и культурой народа, высоким уровнем социально-экономического и политического развития можно серьезно говорить о легитимности политической власти.

Со времен немецкого политолога М. Вебера различают три модели легитимности. Традиционная легитимность основана на обычаях, силе и верности традициям, сложившимся в конкретном обществе. Харизматическая легитимность характеризуется личной преданностью лидеру, вождю в силу его необычайных качеств. Рациональная легитимность основана на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.

Можно выделить три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персоналистский. Идеологический уровень основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный - основан на соответствии власти определенной идеологии. Структурный уровень характеризует устойчивость политической системы общества, при которой отработаны механизмы формирования ее институтов. Персоналистская легитимность есть ее одобрение населением конкретного властвующего лица. Легитимность политической власти связана с легальностью.

Легальность политической власти (от лат. Legalis – законный) – юридически законная политическая власть. Необходимо различать легальность и легитимность политической власти. Если легитимность состоит в длительном и как бы единодушном согласии населения или значительной его части принять данную политическую власть, то легальность заключается в чисто юридическом ее обосновании. Легитимность не навязывается, она возникает из однородности социальных интересов, политических установок, нравов, традиций, общего духа данного типа общности, поэтому легитимность есть явление политическое. Легальность – понятие юридическое поскольку по этой процедуре она устанавливается национально-правовой системой и гарантируется государством. При этом легальность, например, государственной власти, означает не просто ее юридическое обоснование, но и законное право на насилие, а для граждан она заключается в повиновении законам и их исполнении. Кроме того, легальность в отличие от легитимности (которая может быть харизматической), всегда рациональна.

Наиболее характерными насильственными действиями являются война, вооруженный конфликт, революция, контрреволюция, диктатура, терроризм.

Война - это вооруженная борьба между государствами, классами или этническими общностями. Она бывает межгосударственной, межклассовой или гражданской, межнациональной (межэтнической). Война, как отмечал немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц, есть продолжение государственной политики, политических отношений иными (насильственными) средствами.

Война и вооруженный конфликт – формы разрешения политических противоречий путем вооруженного насилия, различающиеся степенью его применения.

Война и вооруженный конфликт – не прекращение прежней политики, а продолжение ее иными, т.е. насильственными, средствами. Причинами этого являются разного рода социальные противоречия (экономические, территориальные, религиозные и т.д.) между государствами, нациями, народами, классами и т.п. В зависимости от характера и сторон противоречий, порождающих войну или вооруженный конфликт, последние подразделяются на гражданские и межгосударственные, религиозные и экономические, справедливые и несправедливые и т.д. Для нашего века стали характерны мировые войны, выразившие как взаимозависимость современного мира, так и раздиравшие его межимпериалистические противоречия.

Единство и различие войн и вооруженных конфликтов выражается в их политическом, техническом и оперативном аспектах. Политический аспект включает в себя политические причины и цели войн и вооруженных конфликтов. Хотя и те и другие имеют зачастую одинаковую политическую подоплеку, они различны по своим целям и стратегиям. Цели войны более масштабны и лучше спланированы, чем цели вооруженного конфликта. Политические цели войны формируются задолго до ее начала и определяют ее подготовительную фразу: соответствующую реорганизацию армии, экономики, политики, дипломатии, идеологии.

В техническом отношении война отличается от вооруженного конфликта более масштабным и разнообразным применением средств вооруженной борьбы. Помимо действий сухопутных войск, в современной войне важную роль играют воздушные наступательные операции, а также данные космической разведки.

Оперативная сторона войн и вооруженных конфликтов выражает сам характер вооруженной борьбы. Война предполагает прежде всего применение вооруженных сил государства (регулярной армии), а также военизированных гражданских формирований (народное ополчение, партизанские отряды и т.п.). Вооруженная борьба может вестись как в форме наступательно-оборонительных действий армии, так и в виде военных стычек, инцидентов, террористических актов. В оперативном плане вооруженный конфликт носит, как правило, пограничный и локальный характер, тогда как война охватывает обширные районы страны и предполагает поражение стратегически важных целей в тылу противника.

В настоящее время, с окончанием “холодной войны” между Западом и Востоком, войны чаще всего возникают из вооруженных конфликтов на межэтнической основе или по причине территориальных споров между государствами.

Война гражданская – фаза развития политических противоречий, политического процесса внутри того или иного государства, которая характеризуется организованной вооруженной борьбой за политическую власть между различными общественными силами, социальными слоями и группами людей. Причины гражданской войны следует искать в социальных кризисах общества и государства, могущих охватить все основные сферы жизнедеятельности социальной общности людей.

Любая война, в том числе и гражданская, недопустима с точки зрения цивилизованных, гуманистических отношений, целей и ориентаций.

Революция - качественное изменение в развитии природы, общества и познания (так например геологическая революция, НТР, культурная, социальная).

Революция политическая(от лат. revolutio - поворот, переворот) - насильственный способ принципиального изменения политической системы, который осуществляется в ходе вооруженной борьбы одного класса, стремящегося к завоеванию политического господства. В конечном счете политическая революция направлена на создание такой общественной целостности, которая соответствует интересам исторически господствующего класса.

Как правило, сначала идеи революции осмысливаются в фантастическом виде, который получил название утопии. Развитие подобных процессов в общественной реальности приводит к возрождению содержания этих утопий в форме политической идеологии, носящей оппозиционный характер по отношению к существующей власти. После того, как зарождающиеся социальные процессы получают достаточное распространение, они осознаются основной массой населения в качестве господствующего мотива общественной психологии.

Этот мощный импульс общественного сознания становится движущей силой стихийных революций. Они возникают спонтанно. Какая-либо случайность разрастается в массовое возмущение, которое вспыхивает как пожар революции. Стихийные революции, как правило, имели выраженную религиозную окраску.

К первым политическим революциям обычно относят буржуазные революции в Европе (Нидерланды, Англия, Франция XVII- XVIII веков). Развитие политической и социальной сфер в буржуазной форме привело к появлению революционного учения Маркса и Энгельса. В основе этой пролетарской по содержанию идеологии лежала идея пролетарской революции и создания государства диктатуры пролетариата. По мысли этих идеологов пролетариата, революцию этого класса организует партия на научной основе. Она будет последней, поскольку в результате ее осуществления будет создано бесклассовое общество.

Пролетарская революция в России в 1917г. и иные подобные революции ожидаемого общественного результата до сих пор не дали.

Социальная революция предполагает коренной переворот в социально-экономической, политической структуре общества. Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Контрреволюция сопровождает всякую революцию, так как господствующие классы добровольно не отдают власть.

Диктатура - (лат. неограниченная власть) - система политического господства какого-либо класса в классовом обществе. Диктатура есть особый способ осуществления власти с применением насильственных методов, репрессий, вооруженной силы. Она чаще всего возникает в периоды крайнего обострения классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти, при узурпации власти, а также при замене одной политической системы другой в ходе революции или контрреволюции. Диктатуру делят на революционную, контрреволюцию, авторитарную.

Одним из экстремистских (крайних) способов политического действия является террор - расправа с политическими противниками насильственными способами, использование различных средств для того, чтобы вызвать. страх у политических противников, населения, для дестабилизации обстановки в стране или на определенной территории.

Терроризм(от лат. terror - страх, ужас) - политика и тактика террора, т. е. совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия, которые используют террористы для достижения своих античеловеческих целей. Терроризм довольно широко использовался в истории в качестве средства политической борьбы в светской и церковной жизни. Особенно террор применялся в переходных состояниях общественного и политического развития общества и государства.

В современных условиях развития постсоциалистических стран, в мировой политике терроризм получил значительное распространение. Модернизируются его формы, способы осуществления; террористическая деятельность становится все более изощренной, многообразной, античеловечной. Так, в России участились случаи захвата заложников из числа женщин, детей, стариков, случаи угона самолетов, угрозы и факты применения силы в отношении отдельных политических деятелей и т.д. Кроме индивидуального террора распространяется коллективно организованный террор, этнический террор и др.

Стадии террористической деятельности становятся все более сложными и непредсказуемыми, а между средствами террора и террористической целью имеются значительные противоречия, реализовать которые террористам часто просто невозможно. Выдвижение террористами-экстремистами политических целей не сопряжено с адекватностью последних современным цивилизованным задачам и способам их решения. Получают распространение массовые стихийные формы политического действия: митинги, шествия, забастовки. Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на экономические и политические кризисы. Нередко стихийные массовые действия носят иррациональный (неразумный) характер они используются определенными силами.

Наиболее податливыми для массовых политических действий являются так называемые маргинальные слои.

Маргинальность политическая(от лат. marginalis - край, сторона) - форма социальной жизни, при которой государственные ограничения определяют собой содержание межличностных отношений как среду, где происходит формирование индивида. Основой политической маргинальности является механизм социальной трансформации личности через идею всеобщего благополучия и гармонии как условия воздействия личности на социум.

Соотношением политического и гражданского обществ в рамках глобального общества очерчены границы политической маргинальности. Крайние аспекты этих составляющих определяются формой правления, в конечном счете выливаясь в содержание социальной жизни.

Но это в целом. За этим целым - абстрактно-всеобщим стоит конкретно-чувственная деятельность отдельных личностей, выдвинутых на передовые позиции в силу востребованности именно их индивидуальных качеств. Этот аспект личностной маргинальности является одним из составляющих политической жизни в целом.

Экзистенциальный процесс, приводящий к изменению политического самосознания через трансформацию основной бессознательной установки личности, являет собой переживание маргинальности. В конечном счете лидерство, в том числе и политическое - это умение синтезировать две крайности в себе и собой переживание маргинальности. В конечном счете лидерство, в том числе и политическое, - это умение синтезировать две крайности в себе и собой. Предзаданные обществом психологические характеристики определяют маргинальную потребность лидера как умение стоять на краю пропасти и делать шаг, чаще всего первый, указывающий направление остальным. Об этой силе, притягивающей к краю, Ф.М. Достоевский писал: “Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающей и господствующей, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая”. В экзистенциональном плане маргинальность определяется состоянием раздвоенности, положением, при котором личность вытесняется на край пропасти социальной средой или сжимается силами разной направленности до пределов ментальности социума, создающей условия для направленной градации или деградации человека. Личность определяется в этих условиях как индивидуальная способность к прыжку (скачку) через преграду, разделяющую, например, политическое и гражданское образования. В этом проявляются субъект-объектные отношения, в которых субъект (личность) воспринимает социум (объект) как нечто внешнее. На экзистенциональном уровне политической направленности субъект становится объектом, изучающим самого себя как бы извне. Ситуация, заставляющая человека выходить за рамки собственной субъективности, часто порождается тупиком политическим.

Политическая маргинальность продиктована спецификой политического сознания как предельно всеобщей формой социальной материи, включающей атрибутивность внутренней и внешней жизни в виде внутренней и внешней политики, которая предполагает определенный этап социальной формы развития и, таким образом, составляет и объединяет собой предельно-содержательные-сущностные значения социальной организованности. Политическая маргинальность, воспроизводимая социальной действительностью с определенной долей постоянства и с определенной периодизацией, вызывается к жизни такими же закономерностями, какими и норма, определяемая и предзаданная смысловым аспектом своего собственного содержания. Норма не может быть законченной и определенной дефиницией, не обозначив свои границы верхнего и нижнего колебания и пределов разбросанности. В тот самый момент, когда определяется норма, определяется то, что является не нормой. Граница, разделяющая смысловое содержание этих взаимосвязанных понятий, - маргинальность. В политической жизни эти границы аморфны и расплывчаты. Это даже не пласт социальной действительности, включающей в себя отдельные явления. Это сама социальная действительность, постоянно изменяющая политическую содержательность социального пространства. В современном мире политическая форма сознания является тем организующим и связующим началом, которое имеет возможность синтезировать социальную реальность. Специфика политической маргинальности как феномена проявляется в особом виде двойственности (раздвоения). Политическая маргинальность заключается как бы не в одномоментном раздвоении политической действительности, а в последовательном и динамичном отходе от прежних норм и ценностей, культивируемых социумом и определяющих аксиологическую стабильность с последующим возвращением к ним на основе более высокого уровня сознания.

Политическая маргинальность - социальное качество сознания и поведения личности, слоя, субгруппы. Маргинальность означает отрыв от первоначального социального субстрата, прекращение общественных связей, определяющих сущность личности и группы, а также принципиальную невозможность возобновления подобных интеграционных связей. Маргинальная личность - промежуточный, пограничный человек. Маргиналы, характеризуются отсутствием исторической памяти и преемственности в восприятии традиций. Их психологической доминантой являются страх, агрессия, потерянность, цинизм и претенциозность. Маргинал не имеет собственной системы ценностей и оценок, он лишь имитирует чужую; для него характерна социальная аномия (возможность жить в двух или более мирах одновременно, не принадлежать ни к одному из них, принимать внешние формы, которые определяют принадлежность к определенной религии, национальности, культуре, без действительного обладания ими). Главным признаком маргинальности являются разрыв и энтропия социальных связей и тканей, образующих гражданское общество, деструктурализация которого - основная цель тоталитарного режима; поэтому маргинальные слои - главная социальная база последнего. Средства превращения личностей в люмпенов или маргиналов: отчуждение от собственности, жесткий государственный контроль, политика всеобщей внутренней миграции и переселения. Маргинал с социальной точки зрения - “массовый”, заурядный, средний человек с жесткой установкой псевдоколлективиста, обладающий чрезвычайной способностью к приспособлению, политически и граждански индифферентный, способный качнуться куда угодно. Часто маргинальные слои или люмпены это полуграмотные, с низким социальным и культурным статусом люди. В древности эти слои называли “охлосом” (чернью) в отличие от демоса (народа). Отсюда и понятия “охлократия” - власть толпы и “демократия”- власть народа. Нередко вместе с толпой выходят “вожди”. При регулировании деятельности политических субъектов, особенно в конфликтных ситуациях, а также из тактических соображений используются такие способы политического действия, как компромиссы и консенсусы. Компромисс - договоренность между противоборствующими сторонами путем взаимных уступок, уступки ради достижения определенной цели.

Компромисс в политике(лат. compromissum - соглашение) - сознательно заключенное политическое соглашение между противоположными политическими силами (партиями, организациями, государствами), выражающими интересы различных слоев и групп общества. Это способ разрешения конфликтов, противоречий путем уступок сторон, участвующих в политической деятельности, политических отношениях. В его основе лежит самоограничение политических сил, их устремлений, отказ от незначительных, второстепенных задач тактического характера при сохранении и неизменности основных, сущностных принципов, определяющих суть, лицо политической силы, заключающих компромисс.

Выделяют два вида политических компромиссов: вынужденные, возникающие под давлением объективных и субъективных политических условий и интересов; добровольные, заключаемые с взаимной выгодой для двух или более политических сил.

Политические компромиссы - неотъемлемая составляющая демократической политической системы, основное средство разрешения политических проблем и конфликтов. В условиях становления российской политической системы, когда налицо множество политических партий, общественно-политических организаций и движений, когда каждый субъект старается всеми способами обозначить собственное политическое лицо, часто не замечая себе подобных, что порождает конфронтацию, стремление к компромиссам - единственно правильный путь преодоления возникающих конфликтов, создания понимающего общества. При этом особенно важно находить те положения в деятельности политических субъектов, которые объединяют, а не разъединяют их. А для этого следует быть политически культурной силой, одним из критериев чего выступает способность идти на уступки, искать компромиссы. Вне компромиссов достичь стабильности и порядка в российском обществе и государстве невозможно.

Конвергенция (теория) (от лат. convergere - сближаться, сходиться) основана на идее преобладания тенденций объединения элементов в систему над процессами дифференциации, различения и индивидуализации. Теория конвергенции из биологии была перенесена в сферу социально-политических наук. В биологии конвергенция означала преобладание одинаковых, идентично значимых признаков при развитии различных организмов в одинаковой, тождественной среде. Несмотря на то что это сходство зачастую носило внешний характер, подобный подход позволял решить целый ряд познавательных задач.

Последователи Маркса и Ленина, начиная с середины XIX столетия, считали, что между капитализмом и социализмом принципиально не может быть ничего общего. Идея вечной борьбы социализма и капитализма.

Консенсус (лат. - согласие, единодушие) принятие договоров или решений на основе общего согласия без проведения формального голосования. При консенсусе участники дискуссий ради общего дела воздерживаются от формального выдвижения возражений. Это дает возможность решать проблемы.

 

3.7. Господство, элита. Социальным носителем власти может стать по существу любой субъект политики. Вступая в политическую жизнь, любой класс, группа, индивид или политический институт получает свой шанс в достижении власти и владении ею. Однако вся многообразная история человечества показывает, что реальной политической властью чаще всего обладает господствующий класс, правящие политические группы или элиты, политические лидеры. Это и есть основные социальные носители власти.

Чтобы понять механизм политической власти, необходимо рассмотреть, что такое господство и господствующий класс. Господство политическое - один из способов политического управления, основанный на непосредственном и безусловном повиновении. Господство характеризует осуществление власти, которое принимает институционные формы (парламент, суд, прокуратура, армия и т.п.) и предназначает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата. Господство - политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего, но и всего общества.

Господство как институциализированная власть может по разному оцениваться гражданами. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимность связана с наличием у власти авторитета.

В западной политологии конца XIX - начала XX века теорию господства всесторонне рассмотрел немецкий политолог М.Вебер. Он различал политическую власть и политическое господство и считал, что власть предшествует господству и не всегда приобретает его характеристики. М. Вебер дал социологически обоснованную типологию форм господства или легитимности власти. По его определению, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение определенной группы людей. Он выделяет 3 типа легитимности власти: традиционная, харизматическая, рационально правовая и демократическая.

Традиционная легитимность опирается на веру подданных в то, что власть законна, поскольку существовала всегда. Правители в отношении с подданными обладают правами и положением господ над слугами. Их власть, однако, ограничена освященными традицией нормами, на которые в то же время опирается и само господство.

Харизматическая легитимность власти.

Харизма (греч. charisma - благодать, божественный дар) - одно из определений видов легитимности, которое характеризуется отношением к политическому лидеру как высшему, сверхъестественному существу. Харизматической легитимностью обладают лидеры со способностями, выходящими за рамки обычных, которые, как правило, выполняют функции пророков, вождей или реформаторов.