Феноменология


ВВЕДЕНИЕ

 

Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей. В живом русском языке это слово означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли – возможность поступать как самому хочется.

Что такое свобода? Некое интегральное свойство такой системы как общество или частное свойство ее отдельных элементов – способность личностей к осуществлению непринужденного выбора? На каких уровнях (природном, социальном, духовном и др.) реализуется свобода? Всегда ли свобода детерминирована или она эмерджентна (внезапна, спонтанна, ничем не обусловлена)?

И.Пригожин писал: «Многовариантное видение мира открывает перед человечеством возможность выбора, означающего, между прочим, и определенную этическую ответственность».[1] Понятие свободы соотносится с такими понятиями как необходимость, закономерность, случайность, ответственность и т.д. Свобода человека, если таковая существует, предполагает определенную связь человека с миром. Наша задача определить, насколько эта связь специфична, какова ее сущность, каковы ее проявления и перспективы ее дальнейшей эволюции.

Ключевым моментом в ситуации, обозначенной нами, как свобода, является выбор возможностей, или возможность выбора вариантов поведения. Акт выбора является также проявлением субъективной воли. Выбор опирается также на бифуркационный взрыв, который поставляет нам возможности и который является объективным процессом, не определяется волей, не зависит от нее.

Что такое воля? Контролируемый сознанием выбор есть воля, т.е. установление некоего соответствия внешних вещей внутренним мыслям, желаниям и идеалам. Ключевые слова здесь – соответствие, контроль, выбор. Отбор же, как понятие более широкое, чем выбор, включает в себя стихийный процесс, неконтролируемый сознанием и волей, где сам человек с его волей является одним из элементов этого процесса.

Воля всегда ограничивается лишь актом выбора, т.е. в первую очередь пространством возможностей, образованных бифуркационым взрывом.

Акт выбора является лишь небольшой частью процесса отбора, поскольку представлен волей индивида (группы). Т.о. свобода проявляется лишь в рамках отбора, притом ограниченного возможностями выбора.

Выбор (как и отбор в целом) может быть представлен на разных уровнях теоретического анализа: феноменологическом, эссенциологическом и эсхатологическом. На этом остановимся подробней.

На феноменологическом уровне (т.е. на уровне явления) мы имеем дело с выбором из спектра возможных бифуркационных структур[2] (возможных путей дальнейшего развития), а не из набора уже фактически имеющихся в наличии структур. Возможные структуры существуют объективно. Если вероятность реализации одной из возможных структур равна единице, то речь идет о неизбежности; если вероятность реализации равна нулю, то речь идет о невозможности. В бифуркационном пространстве мы имеем дело лишь с вероятностью реализации, лежащей между нулем и единицей.

Явление – это действительное проявление сущности объекта, ему отвечает латинское слово actus. Однако нельзя сводить явление только к действительности, явление содержит также и возможность (potentia). Социальное явление (мы будем говорить в основном о социальных явлениях) содержит богатый потенциал возможностей, которые определяются разного уровня условиями и причинами, как существенными, так и несущественными, как необходимыми, так и случайными.

Сущность исследуется только через призму явления. Сущность не наблюдаема непосредственно и открывается через наблюдаемое, внешнее, видимое, являемое (феноменальное). Потому феноменологический уровень анализа – это первый необходимый этап исследования любых объектов, в том числе таких сложных как общество, культура, цивилизация, человек и пр. Таким образом, на этом уровне мы можем рассматривать только феномены, явления (назовем это феноменологией), как наблюдаемые случаи, события, внешне характеризующие и выражающие исследуемый феномен свободы (таков, например, бифуркационный взрыв, в результате которого возникает ряд возможностей, вариантов дальнейшей эволюции системы). И бифуркационный взрыв, и акт выбора – вещи вполне наблюдаемые, эмпирически изучаемые, чувственно фиксируемые, потому и относимые к феноменологии свободы.