Расчет конкурентоспособности товара
Показатель конкурентоспособности рассчитывается при помощи количественного сравнения технико-экономических показателей нашего товара с соответствующими показателями-образца как процентное отношение величины каждого параметра. Этот показатель широко используется при принятии управленческих решений.
На практике используются численные показатели конкурентоспособности:
· Единичный – отражает процентное отношение величины какого-либо технического или экономического показателя к величине того же показателя товара-аналога, выпускаемого конкурентом.
· Сводный или групповой – показатель, объединяющий единичные показатели и характеризующий уровень конкурентоспособности по однородной группе показателей (экономических, технических или нормативных).
· Интегральный – отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам.
· Дифференциальный показатель конкурентоспособности – определяется при помощи метода, основанного на использовании единичных показателей, при помощи которых определяется соответствие уровням базовым образцам в целом или по некоторым показателям, для которых наблюдается отличие этого образца и выявляется степень этого отличия.
· Комплексный показатель конкурентоспособности – основан на применении групповых и интегральных показателей.
· Смешанный показатель конкурентоспособности – предполагает использование единичных, комплексных показателей. Он должен раскрыть полную оценку конкурентоспособности товара.
Важную роль в проведении анализа конкурентоспособности товара играют групповые экспертизы или экспертизы высококвалифицированных специалистов, проводимые как собственными силами фирмы, так и при помощи услуг специализированных фирм. По рассматриваемым параметрам используются весовые коэффициенты, проводится ранжирование показателей в соответствии со значимостью главных свойств товара с точки зрения покупателя.
При использовании метода оценки конкурентоспособности на основе списка главных параметров все товары сравниваются либо с «идеальным» товаром, который является своего рода эталоном для определённого вида товара, либо с базовым образцом конкурента.
Таблица: сравнение товаров с позиции качества и конкурентоспособности
Качество | конкурентоспособность |
Сравнению подлежат лишь однородные товары, группы товаров классифицируются по показателям, характеризующим не только основные области их применения, но и ряд технологических особенностей, что ещё более сужает рамки классификации | За базу сравнения принимается конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, так как они представляют собой различные способы удовлетворения одной и той же потребности |