Тема 10. Свобода воли у Макиавелли. 0,5 часа. Семинар


Тема 9. Свобода воли как пробный камень прогресса. Титаны Возрождения. 0,5 часа. Семинар

Тема 8. Проблема свободы в философских концепциях эпохи Возрождения. Свобода воли у гуманистов. 0,5 часа. Семинар

Пико дела Мирандола. Он считал, что Бог поставил человека в центр мира. Человек не стеснен никакими преградами (нет узкой специализации как у животных) и может сформировать себя в образе, который сам пожелает (гуманистическое образование). Богу нужен не человек-раб, а человек-творец, готовый померяться с ним своим мастерством.

Лоренцо Валла. Если Бог предвидит будущее, то ничего иного, кроме того, что он предвидел, произойти не может. В этом случае люди не имеют свободной воли, но они действуют свободно в силу незнания необходимости. Прошлое и настоящее мы знаем, потому что они были и есть, но будущее для нас неопределенно и изменчиво. Для Бога же однозначное предвидение будущего – необходимость, которую он знает. Он предвидит не только повторяющиеся природные процессы, но и действия воли людей, т.е. необходимость и случайность в полном объеме. Такое предвидение (наличия ряда возможностей) не препятствует свободе воли самого Бога; но свобода воли человека путает божественную волю, которая следует только наилучшей из возможностей. Поэтому Бог лишает человека свободы воли всякий раз, когда невозможно, чтобы произошло иначе, чем он предвидел.

Возникновение школ в искусстве, роль этических и эстетических идеалов. Творчество Леонардо, Микеланжело и Рафаэля, как иллюстрация свободы творчества.

Б. Челлини больше всего уповал на собственный ум и силу воли, при этом, он дорожил той свободой (возможностью выбора), которая у него была, полагая, что она не дар небес, а результат его собственных усилий.

Могучие образы Шекспира во многом воплотили в себе эволюцию господствующих идеалов позднего Возрождения, где проблема свободы выбора стоит особенно остро. Коллизия свободы воли в «Гамлете» раскрывается в категориях сущности и существования.

 

 

Н.Макиавелли. Его интересует роль личности (государя) в истории: сочетание исторической необходимости и индивидуальной активности личности, учитывающей в своей деятельности эту необходимость.

Судьба распоряжается лишь половиной наших дел, другую половину она предоставляет самим людям. Общество меняется, и с его изменениями должна меняться тактика управления им. Правящей особе следует учитывать эти изменения, чтобы суметь реализовать свои оптимальные возможности.