О значении римского права
Тема Введение в римское право
ВВЕДЕНИЕ
Гродно, 2013
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ПРЕДМЕТУ «РИМСКОЕ ПРАВО»
Составитель старший преподаватель кафедры гражданского и международного права Подофёдова А.С.
Римское право – одно из величайших достижений прошлого. Под термином «римское право» понимается правовой порядок, существовавший в римском государстве от основания Рима (753 или 754 г.г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565 г. н.э.). По внутреннему совершенству, последовательности и законченности теоретической мысли и практической разработки оно может быть лучшим введением в теорию права, и, в первую очередь, в теорию гражданского права. Признано, что в праве других государств нет такого большого количества проверенных долгим опытом правовых норм и конструкций как в римском, его универсальность – это закономерное следствие исторического развития Рима.
Необходимость в познании римского права, изучения его институтов для юристов различных стран никогда не ставилась под сомнение, поскольку оно явилось связующим звеном правовой мысли Древнего мира, средневековья и Нового времени, послужило основой для развития большинства западноевропейских правовых систем.
Возрастающий интерес к римскому праву вполне объясним – без его знания трудно постичь логику юридического мышления, изучать отрасли современного права. Оно является необходимой составляющей профессионального образования современного квалифицированного специалиста-юриста, средство повышения его общего образования. При этом общее значение римского права не исчерпывается его вкладом в совершенствование навыков юридического мышления. Римское право – это один из важнейших элементов мировой культуры, забвение и утрата которых отрицательно сказалось бы на культурном уровне живущих и будущих поколений.
Замечательная по красоте и яркости фраза, которой открывается книга выдающегося русского цивилиста И.А. Покровского "История римского права" ("Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир" (1)), нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира - античный и христианский успешно применяли к своим запросам это право.
Такой взгляд вовсе не умаляет значимости данного явления, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в области права античным гением. Но при таком подходе требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени. Нижеследующие тезисы представляют попытку выяснить это значение.
1. Римское право, каким оно предстает в кодификации Юстиниана, есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Евфрата.
2. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, зодчество и ваяние, как навигационные достижения финикийцев и теологические усилия иудеев.
3. В качестве такового римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений.
4. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличии от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь.
5. Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность.
6. Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом.
7. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие.
8. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским (буржуазным) условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате Реформации.
9. Это измененное и приспособленное право (Римское пандектное право) легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.
Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда приступаешь к изучению римского права с тем, чтобы не возникла иллюзия отвлеченности этого изучения от насущных запросов действительности.