Президент РФ


В соответствии с Конституцией РФ Президент является главой государства. Институт президентства занимает первое место среди федеральных государственных органов. В организационном отношении он самостоятелен и невключен ни в законодательную, ни в судебную власть. Президент РФ тесно связан с исполнительной властью, занимая по отношению к ней верховное положение, хотя действующая конституция не применяет к нему конструкцию «глава исполнительной власти». Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ,не несет за свой политический курс, проводимую политику, за свои законные действия политической ответственности перед Федеральным Собранием.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. На него конституцией возложена функция «арбитра» в системе органов государственной власти по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Пост Президента РФ был учрежден путем проведения референдума РФ 17 марта 1991 г., т.к. в 1991 году Съезд народных депутатов РСФСР высказался против введения поста Президента РСФСР и по инициативе 1\3 депутатов был назначен первый всероссийский референдум «О реорганизации государственной власти». Граждане РСФСР отвечали на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?» В голосовании приняли участие 75,42% избирателей, внесенных в списки. За введение поста Президента РСФСР высказались 69,85% избирателей, или 53 385 275 чел., против - 27,89%, или 21 406 152 чел. 24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР в соответствии с результатами референдума принял Закон «О Президенте РСФСР». Законом от 24 мая 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР внес многочисленные изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 г., в том числе связанные с введением поста Президента РСФСР.

Первый Президент РСФСР был избран на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании 12.06.1991 года сроком на 5 лет.

Само по себе учреждение поста президента еще не означает одномоментного возникновения института президентства с присущими ему законодательными, административными полномочиями и структурой подразделений тесно связанными со всей политической системой и обществом в целом. Становление института президентства- это достаточно длительный исторический процесс.

Конституционный статус Президента РФ по Конституции 1993 года отличается от правового положения Президента РСФСР, закрепленного в 1991 году.

В 1991 году Президент рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда народных депутатов РСФСР у него такого права не было. Организация власти представляла собой соединение черт президентской, смешанной, а также советской формы правления. В конституции сохранялись положения о полновластии высшего представительного органа (Съезда народных депутатов РСФСР), его всеобъемлющей компетенции, о распорядительных полномочиях законодательных органов.

В основе правового статуса Президента РФ по Конституции 1993 года лежит иная концепция, характерная для президентской формы правления с усилением президентских элементов.

Это вытекает из следующих положений:

- Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции; прямые всенародные выборы являются высшей формой легитимности его власти;

- по конституционной модели Президент как бы стоит над всеми властями;

- только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов РФ (ст.ст. 80, 85 Конституции). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;

- Президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти существуют, но в минимальных размерах. Государственная Дума может возбудить обвинение Президента в государственной измене или ином тяжком преступлении, а Совет Федерации по этому основанию - отрешить Президента от должности. Отрешения же Президента РФ от должности по причинам нарушения Конституции, законов или данной им присяги (как ранее) теперь не предусмотрено. Нормативные акты Президента можно оспорить в Конституционном Суде РФ, а ненормативные - в Верховном Суде или Высшем Арбитражном Суде. Но это не приостанавливает их действия;

- в возможности Президента по отношению к парламенту - послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, которые могут быть определены Президентом как первоочередные, право вето в отношении федеральных законов, предложение кандидатур должностных лиц, назначаемых палатами, право роспуска нижней палаты - Государственной Думы;

- у Президента есть право на свое законотворчество, т.е. на принятие актов (прежде всего указов), которые в отсутствие законов наравне с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы; по ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ;

- Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

- Правительство РФ можно назвать Правительством Президента РФ, поскольку оно слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, полностью им формируется. Президент направляет деятельность Правительства и в любой момент вправе отправить в отставку. Президент может отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам самого Президента (ст. 115 ч. 3). Ряд членов Правительства и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти работает под непосредственным руководством Президента (министры иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководители федеральных служб безопасности, охраны и др.). Президент устанавливает всю систему федеральных органов исполнительной власти;

- Президент определяет военную доктрину государства. Он является председателем Совета Безопасности РФ, Верховным Главнокомандующим. Ему подчинены все Вооруженные Силы страны, а также высшее военное командование. Президент объявляет военное или чрезвычайное положение, по его распоряжению начинаются и прекращаются военные действия, применяются другие чрезвычайные меры.