Международное космическое право формируется в основном как договорное.


До появления первого Договора о космосе 1967 года существовали отдельные договорные нормы, регулирующие те или иные аспекты деятельности в космосе. Мы находим их в некоторых международных актах:
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве, и под водой, подписанным в Москве 5 августа 1963 года;
Устав ООН от 26 июня 1945 года (Вступил в силу 24 октября 1945 года.
Членами ООН являются 185 государств /данные на 1996 год/ , в том числе
Россия с 15 октября 1945 года.)[6];
Декларация о принципах международного права, касающихся, дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года;
Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года (Вступил в силу 1 августа 1975 году. В нем участвует 9 государств /данные на 1996 год/, в том числе Россия с 1 августа 1975 года.).

Следует иметь в виду, что с самого начала космической эры государства руководствовались в своих взаимоотношениях, связанных с космической деятельностью, основными принципами и нормами общего международного права, обязательными для всех участников международного общения, где бы не совершалась их деятельность, включая пространство, не находящегося под чьим- либо суверенитетом.

Но главным образом развитие международного космического права, как и международного права в целом, происходит путем заключения международных договоров.

Прежде всего следует выделить группу основных международных договоров, разработанных в ООН, а затем подписанных и ратифицированных большим числом государств. Например:
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января
1967 года (Вступил в силу 10 октября 1967 года. В нем участвует 222 государства /данные на 1996 год/, в том числе Россия с 10 октября 1967 года);
Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращение объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года
(Вступило в силу 3 декабря 1968 года. В нем участвует 198 государств
/данные на 1996 год/, в том числе и Россия с 3 декабря 1968 года)[9];
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 года (Вступила в силу 1 сентября
1972 года. 176 участвующих государств /данные на 1996 год/ , Россия - с 9 октября 1973 года);
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от
12 ноября 1974 года (Вступила в силу 15 сентября 1976 года. В ней участвует
18 государств /данные на 1996 год/, в том числе Россия - с 13 января 1978 года)[11];
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 года (Вступило в силу 11 июля 1984 года. В нем участвует 9 государств /данные на 1996 год/, Россия не участвует).

Центральное место среди этих договоров занимает Договор о космосе 1967 года, устанавливающие наиболее общие международно-правовые принципы космической деятельности. Не случайно его участниками является наибольшее число государств (222 участника), и именно с этим договором связывают превращение международного космического права в самостоятельную отрасль общего международного права.

Вторую группу источников международного космического права образуют многочисленные международные научно-технические соглашения, конвенции и так далее, регулирующие совместную деятельность государств в космосе. По своему наименованию, форме, назначению, характеру содержащихся в них норм научно- технические соглашения по космосу весьма разнообразны. Например,
Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 года (Конвенция вступила в силу. В ней участвует 72 государства /данные на 1996 год/, в том числе и Россия - с 16 июля 1979 года)[13];
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 «Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания» от 10 декабря 1982 года;
Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 13 июля 1976 года.

Среди них учредительные акты межправительственных организаций
(например, «Интерспутника», «Интелсата» и другие), многосторонние и двухсторонние соглашения по общим и конкретным вопросам совместной деятельности государств в космосе.

Следующим типом договора международного комического права является договор по спасению. Так, Соглашение о спасении 1968 года в основном регулирует совершаемые на Земле операции по спасению и возвращении космонавтов и космических объектов, а Конвенция о международной ответственности 1972 года имеет своей главной задачей возмещение ущерба, причиненного при падении на Землю космических объектов или их составных частей.

Международного космического права
- это учреждения международных органов и организаций.

С 80-х годов происходит процесс приватизации и коммерциализации космической деятельности, что ставит в повестку дня формирование международного частного космического права. Этой тенденции способствует развитие в ряде стран национального космического законодательства. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой международная космическая деятельность может регулироваться исключительно нормами международного публичного права, поскольку юридические и физические лица различных стран не могут вступать по этим вопросам в правоотношения без согласия государств, несущих ответственность за всю национальную космическую деятельность.

В 1975 году образовалось Европейское космическое агентство (ЕКА) путем слияния ранее существовавших Европейской организации исследований (ЭСРО) и
Европейской организации по созданию ракет-носителей (ЭЛДО). Согласно учредительному акту, задача ЕКА - налаживание и развитие сотрудничества европейских государств в области разработки и применения космической науки и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квартира ЕКА находится в
Париже.

В 1964 была учреждена на основе Соглашения о временных условиях создания глобальной системы спутников связи Международная организация связи через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). В 1971 году были подписаны постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ. Членами ИНТЕЛСАТ являются свыше 120 государств. Задача ИНТЕЛСАТ - создание и эксплуатация на коммерческой основе глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ находится в Вашингтоне.

В 1971 году была создана Международная организация космической связи
«Интерспутник». Целью этой организации является координация усилий государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через искусственные спутники Земли. Штаб-квартира «Интерспутник» находится в
Москве.

Международная организация морской спутниковой связи ( ИНМАРСАТ) была создана в 1976 году. Ее членами является более 60 государств. Цели этой организации - обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях и обеспечения охраны человеческой жизни на море, повышение эффективности работы судов и управления ими, совершенствования служб морской общественной корреспонденции и возможностей радиоопределения. Штаб-квартира ИНМАРСАТ находится в Лондоне.

Существует ряд других международных правительственных космических организаций, в том числе Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ),
Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников
(ЕВМЕТСАТ) и других. Определенные направления космической деятельности входят в сферу интересов некоторых специализированных учреждений ООН:
Международный союз электросвязи (МСЭ);
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);
Всемирная метеорологическая организация (ВМО);
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО);
Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО).

Договор по космосу 1967 года не исключает космическую деятельность неправительственных юридических лиц при условии, что она будет проводиться с разрешения и под наблюдением соответствующего государства-участника
Договора. Государства несут ответственность за такую деятельность и за обеспечение ее проведения в соответствии с положениями Договора.

Наиболее авторитетными международными неправительственными космическими организациями являются Комитет по исследованию комического пространства (КОСПАР) и Международная астронавтическая организация (МАФ).

КОСПАР был создан в 1958 году по инициативе Международного совета научных союзов. Основная задача Комитета - содействие прогрессу в международном масштабе во всех областях научных исследований, связанных с использованием космической техники. В состав КОСПАР входят академии наук и приравненные к ним национальные учреждения около 40 государств, а также более 10 международных научных союзов.

МАФ была официально учреждена в 1952 году, однако временем ее возникновения принято считать 1950 год, когда астронавтические общества ряда западноевропейских стран и Аргентины решили создать международную неправительственную организацию, которая занималась бы проблемами полетов в космос. Цели Федерации включают в себя содействие развитию астронавтики, распространение всевозможной информации о ней, стимулирование интереса и поддержки общественностью развития всех направлений астронавтики, созыв ежегодных астронавтических конгрессов и так далее. В состав МАФ входят: во- первых, национальные члены - астронавтические общества различных стран
(таким членом от России является Совет «Интеркосмос» при Российской академии наук), во-вторых, различные учебные заведения, готовящие специалистов ил проводящие исследования по космической тематике, и, в- третьих, соответствующие международные организации. В состав МАФ входят более 110 членов. В 1960 году МАФ учредила Международную академию астронавтики (МАА) и Международный институт космического права (МИКП), который впоследствии стали самостоятельными организациями тесно сотрудничающими с МАФ.

Успехи человечества в освоении космоса, глобальный характер этой деятельности, высокие затраты на ее осуществление ставит в повестку дня вопрос о создании Всемирной космической организации, которая бы соединяла и координировала усилия по исследованию и использованию космического пространства. В 1986 году СССР внес в ООН предложение об учреждении такой организации и впоследствии представил проект основных положений Устава ВКО, содержавший описание ее целей, функций, структур и порядка финансирования.
В этом предложении предусматривалось, в частности, что помимо развития и углубления международного сотрудничества в области мирного освоения космоса
ВКО осуществляла бы контроль за соблюдением будущих соглашений по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.