Лекция 3. Школы и направления буддизма. Хинаяна и Махаяна


Нарака

Сфера Земли

Гора Меру

Сфера Небес

КАМАЛОКА

РУПАЛОКА

АРУПАЛОКА

 

IV Найва-самджняна-самджня-ятана (Сфера, не поддающаяся описанию)
III Акимчанья-ятана (Сфера пустоты)
II Виджняна-нантья-ятана (Сфера безграничного сознания)
I Акаша-нантья-ятана (Сфера безграничного пространства)

V уровень дхьяны: Шуддхаваса («Чистые обители»)

 

V Акаништха (Мир верховных брахм)
IV Сударшана (Мир ясновидящих брахм)
III Судирша (Мир прекрасных брахм)
II Атапа (Мир безмятежных брахм)
I Авирха (Мир процветающих брахм)

 

IV уровень дхьяны: Бирхатпхала («Небеса вознаграждения»)

 

IV Асамджнясаттва (Мир брахм без восприятия)
III Бирхатпхала (Мир брахм возрастающего плода)
II Пуньяпрасава (Мир брахм с избытком добродетелей)
I Анабхрака (Мир безоблачных брахм)

 

III уровень дхьяны: Шубхакиртсна («Небеса всецелого блаженства»)

III Шубхакиртсна (Мир брахм всецелого блаженства)
II Апраманашубха (Мир брахм безграничного блаженства)
I Паритташубха (Мир брахм ограниченного блаженства)

II уровень дхьяны: Абхасвара(«Сияющие небеса»)

 

III Абхасвара (Мир лучезарных брахм)
II Апраманабха (Мир брахм безграничного сияния)
I Париттабха (Мир брахм ограниченного сияния)

 

I уровень дхьяны: Брахмалока («Миры бога Брахмы»)

 

III Махабрахма (Мир великого Брахмы)
II Брахмапурохита (Мир министров Брахмы)
I Брахмапаришадья (Мир советников Брахмы)

 

 

 

 

IV Паринимитра-вашавартин (Небеса божеств, наслаждающихся творениями других)
III Нирманарати (Небеса божеств, наслаждающихся собственными творениями)
II Тушита (Небеса божеств радости и блаженст- ва; обитель Будды Майтреи)
I Яма (Небеса божеств, не испытывающих страданий)

 

 

III Траястримса (Царство Шакры или 33-х богов)
II Чатур-махараджика- каика (Царство локапал - хранителей четырех сторон света)
I Асура-йони (Мир асуров)

 

 

III Мануша (Мир людей)
II Тирачана-йони (Мир животных)
I Прета-йони (Мир претов)

 

(миры ада)

 

Горячие ады Холодные ады
I Санджива-нарака (ад оживления) Арбуда-нарака (ад волдырей)
II Каласутра-нарака (ад черных сечений) Нирарбуда-нарака (ад разбухающих волдырей)
III Сангхата-нарака (сокрушающий ад) Атата-нарака (ад дрожащих от холода)
IV Раурава-нарака (ад воплей) Хахава-нарака (ад плача и стона)
V Махараурава-нарака (ад великих воплей) Хухува-нарака (ад стучащих зубов)
VI Тапана-нарака (ад жара) Утпала-нарака (ад голубого лотоса)
VII Пратапана-нарака (ад великого жара) Падма-нарака (ад лотоса)
VIII Авичи-нарака (непрекращающийся ад) Махападма-нарака (ад великого лотоса)

 

Высшей сферой бытия является арупалока, которая представляет собой сферу чистой мысли (сознания) и состоит из 4 уровней, соответствующих 4 формам высшей степени созерцания (дхьянам):1. Акаша-нантья-ятана– сфера безграничного пространства, где просветленные существа, целиком освободившиеся от материальной (телесной) оболочки, медитируют на неограниченном пространстве (акаша), распространяющемся повсюду. 2. Виджняна-нантья-ятанасфера безграничного сознания, где сознание (виджняна) достигает настолько высокого уровня, что способно охватить и проникнуть во все без ограничений. 3. Акимчанья-ятана - сфера пустоты, в которой во всей полноте постигается учение об иллюзорности мироздания и отсутствии собственной сущности у каждого его отдельного феномена. 4. Найва-самджняна-самджня-ятана– сфера, не поддающаяся описанию, в которой сознание уходит за пределы обыденного восприятия (самджня). Арупалока не имеет определенного местонахождения в физическом мире, она пронизывает все мироздание. Здесь нет ни времени, ни пространства, ни восприятия, ни не-восприятия. Эти четыре вида медитативного погружения (дхьяны) просветленных существ высшего уровня в нематериальную реальность (арупадхьяна) можно обрести в виде награды за очень хорошую карму. В мире не-форм нельзя родиться обычному живому существу. Только йогины, уже при жизни развертывающие свое сознание на этом уровне, могут после смерти проявиться здесь. В учении Тхеравады вхождение в сферы арупалоки и есть состояние нирваны. Однако в буддизме Махаяны арупадхьяна хотя и считается высшим достижением в практике медитации, вхождением в нирвану она все же не является. Несмотря на то, что срок пребывания в мире не-форм несоизмеримо долог, сила кармы и самскар рано или поздно непременно проявится, и йогин, «попавший» сюда, обязательно родится вновь на более низких уровнях сансары. Соответственно, и отношение буддизма Махаяны к этим четырем состояниям сознания скорее отрицательное, ведь с точки зрения пути бодхисаттвы - спасения всех живых существ из цепи перерождений сансары – крайне длительное пребывание в этих состояниях просто лишено смысла. Ведь нахождение на этих уровнях, когда пропускается множество кальп возникновения и разрушения вселенной, а потом возврат обратно в низшие миры не приносит существу ничего, кроме потери огромного количества драгоценного времени, которое могло бы быть использовано для обретения нирваны. В некоторых трактатах Махаяны даже говорится о том, что состояния арупалоки не лучше пребывания в аду. И поскольку буддизм Махаяны не считает медитацию самоцелью, он предпочитает более низкие уровни созерцания высшим. Соответственно, и бодхисаттвы никогда не перерождаются в этой сфере, даже если и входят в соответствующие медитативные состояния (дхьяны). Пребывающие в сфере арупалока не имеют опоры ни в одном из материальных объектов и не имеют опоры в теле; их состояния самодостаточны — они получают наслаждение от своих состояний как таковых и стремятся их максимально продлить, поэтому сроки пребывания в этих состояниях весьма длительны, но все же конечны. Они имеют две опоры — самодостаточность самого состояния и жизненную силу; когда же эти опоры иссякают, состояния прекращаются.

В ряде буддийских текстов Махаяны также высказывается мысль, что именно достижение уровня мира не-форм принимают за освобождение (мокшу - слияние с Божественным Абсолютом и т. п.) йогины не-буддисты (индуисты, джайны и др.), попадая, таким образом, в ловушку своей психопрактики, лишенной правильного сотериологического ориентира.

В буддизме Ваджраяны сфера арупалоки также характеризуется как космическое тело Будды, где высший, 4-й уровень является самосущим телом (свабхавикакая), т.е. самим Адибуддой, 3-й – телом учения (дхармакая), который персонифицируют пять дхьяни-будд (Вайрочана, Амитабха, Ратнасамбхава, Акшобхья и Амогхасиддхи), 2-й – телом блаженства (самбхогакая), в котором бодхисаттвы пребывают в небесных сферах, и 1-й - созидательным, или явленным телом (нирманакая), в котором будды являются в этот мир, чтобы принести Закон (Дхарму).

Ниже расположен мир форм – рупалока, в котором обитают брахмы - так в буддизме называют божеств самого высшего уровня. Мир форм называется так потому, что группа чувственного (рупа) там представлена значительно слабее, чем в мире желаний. Это чистые формы, без грубой материальности. Божества, населяющие этот мир, не вмешиваются в дела мира желаний. Срок их существования чрезвычайно велик, так как мир форм (как и не-форм) не подвержен разрушениям и воссозданиям. Рупалока - тоже мир созерцания, но все формы, возникающие в этом мире, являются продуктом воображения медитирующего. В отличие от высшей сферы, рупалока соприкасается с физической, материальной реальностью; ее обитатели обладают телами, созданными из особой тонкой субстанции, которая невидима для живущих в чувственном мире. Они не имеют ни пола, ни половых признаков. Обитатели рупалоки не испытывают ни радости, ни страдания, ни боли, поскольку их не мучает стремление к удовлетворению своих органов чувств, что характерно для существ мира камалоки. Так же как и существа арупалоки, обитатели этого мира постоянно пребывают в медитативном сосредоточении (дхьяне). Рупалоке соответствуют 4 низших формы дхьяны и одна высшая (рупадхьяна) – итого 5 уровней. Каждой дхьяне соответствует своя сфера, разделенная на миры, которые отражают определенный уровень совершенства: по три мира для трех низших дхьян, четыре мира для четвертой дхьяны и пять миров для высшей, пятой дхьяны. В схеме Махаяны этих миров насчитывается 18, в схеме Тхеравады - 16. Каждый мир вдвое больше нижнего и вдвое меньше верхнего. При этом и размеры тел высших существ больше, чем низших. Размеры этих миров исчисляются в йоджанах (один йоджан в 4 тыс. раз больше человеческого роста и составляет примерно 7,32 км).

Высшей сферой рупалоки является Шуддхаваса («Чистые обители»). В мирах этой сферы обитают божества, называемые Шуддхаваса-дэвы. В божеств этого уровня перерождаются подвижники, которые на земле встали на путь архата и достигли третьего уровня духовного совершенства (анагамина). Они получают просветление непосредственно в этой сфере и уже никогда не перерождаются в низших мирах. Пять миров Шуддхавасы располагаются следующим образом:1. Авирха – мир «процветающих брахм». Обычно анагамины ставят перед собой цель переродиться именно в этом мире. Многие из них достигают в мире Авирха уровня архата и больше его не покидают, но некоторые продолжают перерождаться в мирах Шуддхавасы до тех пор, пока не достигнут Акаништхи. Поэтому на пали их также называют уддхамсота - «те, кого уносит вверх». Жизнь в этом мире длится 1 тысячу кальп, и расположен он на высоте 10 485 760 йоджанов от земли. 2. Атапа– мир «безмятежных брахм», помощь и содействие которых стремятся получить обитатели всех низших миров. Находится на высоте 20 971 520 йоджанов от земли. 3. Судирша – мир «перкрасных брахм». В нем также перерождаются анагамины, достигшие высокого уровня духовного совершенства. Находится на высоте 41 943 040 йоджанов от земли.4. Сударшана– мир «ясновидящих брахм», который располагается на высоте 83 886 080 йоджанов от земли. 5. Акаништха – мир «верховных брахм». Будучи самым высоким из миров рупалоки, он считается высшим пределом Вселенной. Продолжительность жизни в этом мире составляет 16 тыс. кальп. Он расположен на высоте 167 772 160 йоджанов от земли.

Ниже расположена сфера Бирхатпхала («Небеса вознаграждения»), которая соответствуют четвёртой дхьяне — йогической концентрации невозмутимости (упекша). Она находится на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению ветром в конце махакальпы, и ее обитатели спасаются от этого разрушения. В эту сферу входят 4 мира:1. Анабхрака – мир «безоблачных брахм». Расположен на высоте 1 310 720 йоджанов от земли. 2. Пуньяпрасава– мир «брахм с избытком добродетелей». Расположен на высоте 2 621 440 йоджанов от земли. 3. Бирхатпхала – мир «брахм возрастающего плода», или «брахм вознаграждения». Пребывание в этом мире занимает 500 великих кальп. Здесь перерождаются некоторые анагамины. Он расположен на высоте 5 242 880 йоджанов от земли. 4. Асамджнясаттва– мир «брахм без восприятия». К этой категории относятся божества, которые стремились достичь высших медитативных погружений (подобных арупалоке), но, пытаясь избежать трудностей восприятия, достигли состояния «не-восприятия», в которое погрузились на длительный период. Однако впоследствии восприятие у них проявляется, и тогда они опускаются в низшие миры.

Ниже следует сфера Шубхакиртсна («Небеса всецелого блаженства»). Она соответствует третьей дхьяне, характеризующейся состоянием спокойной радости (сукха). Обитатели этой сферы обладают телами, непрерывно излучающими свет. В эту сферу входят 3 мира:1. Паритташубха– мир «брахм ограниченного блаженства» и «брахм ограниченной красоты». Продолжительность жизни в этом мире — 16 махакальп. Расположен на высоте 163 840 йоджанов от земли.2. Апраманашубха– мир «брахм безграничного блаженства» и «брахм неограниченной красоты», которые обладают «правдой, доблестью, ученостью, мудростью и щедростью». Продолжительность жизни в этом мире — 32 махакальпы. Расположен на высоте 327 680 йоджанов от земли. 3. Шубхакиртсна – мир «брахм всецелого блажества» и «брахм всеобщей красоты». Продолжительность жизни в этом мире составляет 64 махакальпы — это период разрушения Вселенной ветром, включая миры сферы Шубхакиртсна. Расположен на высоте 655 360 йоджанов от земли.

Еще ниже расположена сфера Абхасвара («Сияющие небеса»). Медитативное сосредоточение божеств, обитающих в мирах Абхасвары, соответствует второй дхьяне, характеризующейся состоянием восхищения (прити) и радости (сукха), и поэтому они громко восклицают: ахо сукхам! («О радость!»). Эти божества имеют одинаковые тела, которые излучают свет подобно вспышкам молнии, но каждый из них имеет собственное индивидуальное восприятие. Миры Абхасвары находятся на границе той части Вселенной, которая подвержена разрушению огнем по завершении махакальпы, но пламя огня не поднимется настолько высоко, чтобы достичь этой сферы. После того как Вселенная погибает в огне и вновь возраждается с началом новой вивартакальпы, ее миры начинают заселятся обитателями сферы Абхасвара. В эту сферу входят 3 мира:1. Париттабха– мир «брахм ограниченного сияния». Продолжительность жизни в этом мире — 2 махакальпы. Расположен на высоте 20 480 йоджанов от Земли. 2. Апраманабха – мир «брахмбезграничного сияния». Продолжительность жизни в этом мире — 4 махакальпы. Расположен на высоте 40 960 йоджанов от земли. 3. Абхасвара – мир «лучезарных брахм». Продолжительность жизни в этом мире составляет 8 махакальп — это период, за который Вселенная разрушается водой. Расположен на высоте 81 920 йоджанов от земли.

В самом низу рупалоки расположена сфера Брахмалока (Брахмадхату) - миры бога Брахмы. Медитационное сосредоточение божеств, обитающих в этих мирах, соответствует первой дхьяне, состояние которой характеризуется наблюдением (витарка), отражением (вичара), восхищением (прити) и радостью (сукха). Эта сфера, также как и миры камалоки, уничтожается огнем в конце махакальпы. В нее входят 3 мира:1. Брахмапаришадья – мир «советников Брахмы», божеств, которые также входят в окружение Брахмы. Их называют брахмакаики (общее название для обитателей миров Брамы). Они имеют рост в половину йоджана и проживают одну треть кальпы. Этот мир расположен на высоте 2560 йоджанов от земли. 2. Брахмапурохита - мир «министров Брахмы», божеств, спустившихся из мира Абхасвара. Они составляют ближайшее окружение бога Брахмы после того, как он проводит некоторое время в одиночестве. Поскольку они возникли по причине желания Брахмы создать себе товарищей, они уверены, что Брахма является их подлинным творцом и господином. Они имеют рост в половину йоджана и живут половину кальпы. Если они перерождаются в низших мирах, то частично помнят о своем предыдущем рождении и распространяют учение о Брахме как о творце Вселеной. Этот мир расположен на высоте 5120 йоджанов от земли. 3. Махабрахма- мир великого Брахмы, который, как и в индуизме, считается творцом материального мира. Как повествует Брахмаджала-сутта, сначала бог Брахма пребывал в мире Абхасвара, но упал в низший мир по причине исчерпания своих заслуг, переродившись в нем совершенно один; полностью забыв о своем предыдущем существовании, он представил себя появившимся в мире безо всякой причины. Бог Брахма имеет рост в один йоджан; его жизнь длится одну кальпу. Мир Брахмы расположен на высоте 10 240 йоджанов от земли.

Ниже расположен «мир чувственного существования» - камалока. Все живые существа, рожденные в этом мире, и, прежде всего, люди, отличаются по уровню своего развития, уровню благосостояния и положению в обществе, они могут быть более или менее удачливы и счастливы. Но при этом все они, в отличие от архатов и будд, подвержены влиянию демона Мары — они находятся во власти страстей, и поэтому не могут вырваться из сансарического круга перерождений, несущих страдания (дукха). Мир камалоки разделен на 4 сферы: сферу небес, сферу священной горы Меру (центра мироздания), сферу земли и сферу адов.

К сфере небес, населенных божествами (дэвами), относятся четыре мира, имеющих вид квадратов со сторонами протяженностью в 80 000 йоджанов. Они располагаются один над другим и плывут по воздуху над горой Меру (Сумеру). Это миры: 1. Паринимитра-вашавартин - небеса богов, «наслаждающихся творениями других». Эти боги не создают своей магической силой новые объекты для собственного наслаждения, но все их желания удовлетворяются действиями других божеств. Правитель этого мира носит имя Вашавартин. Он самый могучий и радостный среди всех обитателей этого мира и живет намного дольше, чем они. В этом же мире находится и обитель демона Мары, который стремится удержать всех живых существ в мире ккамалока, привязывая их к чувственным удовольствиям. Обитатели этого мира имеют рост высотой в 4500 футов и живут 9 216 000 000 лет. Расположен на высоте 1 280 йоджанов от земли.2. Нирманарати- мир божеств, «наслаждающихся собственными творениями». Обладая мощной магической силой, накопленной в процессе медитации, они способны создать любой объект ради собственного удовольствия. Правит этим миром божество по имени Сунирмита. Обитатели этого мира имеют рост высотой в 3750 футов и живут 2 304 000 000 лет. Расположен на высоте 640 йоджанов от земли. 3. Тушита – мир божеств радости и блаженства. В учении буддизма этот мир имеет особое значение, поскольку в нем рождается Великий Бодхисаттва, который затем нисходит в мир людей в облике земного Будды, чтобы открыть перед ними путь к обретению спасения. Согласно преданию, Будда Шакьямуни перед тем как воплотиться на земле в облике принца Сиддхартхи Гаутамы, пребывал в небе Тушита в облике бодхисаттвы Шветакету, а перед нисхождением на землю указал на бодхисаттву Майтрею (Натхадэву) как на своего преемника, возложил на его голову свою диадему Великого Бодхисаттвы и поручил ему сойти на землю по истечении 5 тыс. лет после своей смерти (ухода в паринирвану). Правитель этого мира носит имя Сантушита. Существа этого мира имеют рост высотой в 3000 футов и живут 576 000 000 лет. Расположен на высоте 320 йоджанов от земли. 4. Яма – мир божеств, не испытывающих страданий. Правит этим миром божество по имени Суяма. Его обитатели имеют рост высотой в 2 250 футов и живут 144 000 000 лет. Расположен на высоте 160 йоджанов от земли.

Под сферой небес расположена гора Меру, которая как и в космологии индуизма считается центром мира. Высота Меру - 80 000 йоджанов. Ее восточная сторона состоит из серебра, южная - из лазурита, западная - из яхонтов (рубина и сапфира) и северная - из золота. Меру покоится на «золотой земле» Васумати, уходящей вниз на глубину 320 000 йоджанов. Васумати лежит на слое воды толщиной в 8 000 000 йоджанов. Под слоем воды расположен широкий круг ветра толщиной в 16 000 000 йоджанов – он служит опорой более чем для тысячи таких же миров. Вокруг Меру вращаются Солнце и Луна, а ее основание уходит в океан. Гору окружают 4 больших материка (двипа), за которыми следуют восемь малых. На горе Меру расположены 3 мира: 1. Траястримса – мир 33-х богов, которым управляет бог Шакра (Индра). Он находится на вершине Меру и представляет собой широкую плоскую площадку с множеством дворцов и садов. Кроме 33-х богов, владеющих соответствующими секторами этого мира, в нем обитает множество других божеств, духов и нимф (апсар). В этом царстве Будда в течение трех месяцев читал проповеди о высшем Законе (Дхарме). 2. Чатур-махараджика-каика- мир четырех царей-стражей сторон света (локапал). Он находится на склонах горы Меру, но его обитатели живут в воздушных сферах вокруг горы. Этот мир разделен на четыре небесных царства, расположенных по четырем сторонам света: на востоке находится «Небо сильного царства», которым правит Дхиртараштра; на западе - «Небо свободных метаморфоз», которым правит Вирупакша; на юге - «Небо роста», которым правит Вирудхака; и на севере – «Небо, оберегающее от травм», которым правит Вайшравана. Локапалы всегда изобpажаются в виде грозных полководцев, облаченных в доспехи. Божества «Неба сильного царства» защищают страны, в которых почитается Будда и его Закон (Дхарма). Божества «Неба роста» отвечают за рост цветов, деревьев и других растений. Им помогают кумбанды - феи-посланницы, и небесные певцы и музыканты гандхарвы, которые также выполняют миссию посредников между богами и людьми и учат людей тайному знанию. На «Небе свободных метаморфоз» обитают наги – духи вод, и драконы, которые отвечают за погоду и состояние рек и озер. Божества и духи «Неба, оберегающего от травм» оберегают последователей учения Будды от увечий и болезней. Все божества этого мира наблюдают с четырех сторон света за порядком на небе и на земле, отражают атаки злых духов и защищают от них богов и людей. Они поощряют добрые деяния, наказывают зло, слушают проповеди будд, охраняют буддийские храмы и монастыри и воодушевляют стремящихся к прос­ветлению. Обитатели этого мира имеют рост в 750 футов и живут 9 000 000 лет. Он расположен на высоте 40 йоджанов над уровнем моря. 3. Асура-йони – мир асуров. Этот мир расположен в пещерах у подножия горы Меру и частично уходит в глубины океана. В нем обитают духи низкого ранга – демоны и титаны (асуры). Завидуя во всем богам, асуры проявляют гнев, гордыню и воинственность, их постоянно одолевает неуемная жажда власти. Сначала асуры пребывали в верхних мирах горы Меру, но были изгнаны оттуда за пьянство и буйство. Они постоянно сражаются с божествами (дэвами), чтобы вновь вернуться в небесные миры, но не могут пройти сквозь стражей четырех сторон света. Предводителя асуров именуют Асурендра, но на самом деле их несколько, поскольку асуры обычно сражаются разрозненными группами. Существуют, например, асуры Данавегхасы и страшные Калананьджаки. Среди других предводителей асуров наиболее известны Вемачитрин, Раху и Пахарада.

Сфера земли. В буддийской космологии земля представляется плоской окружностью с горой Меру в центре. Здесь расположен мир людей – Мануша. Люди - единственные из живых существ, способные достичь высшей степени просветления и вырваться из цепи смертей и новых перерождений (сансары). На востоке, западе, севере и юге от Меру находятся 4 больших материка (двипы), за которыми следуют 8 малых. Каждый материк окружен горами (в том числе и Меру) и огромным океаном. Океан опоясывает горная цепь Чакравада, которая ограничивает сферу земли по горизонтали. Доплыть с одного материка до другого на обычных судах невозможно, поскольку разделяющий их океан слишком велик. Но в далеком прошлом, когда миром правил праведный царь-чакравартин, люди переносились на другие континенты с помощью летающей лодки чакраратны. Материки располагаются в следующем порядке: 1. Джамбудвипа– находится на юге от Меру и населен обычными людьми. Он имеет форму треугольника, вершина которого смотрит на юг (что полностью соответствует очертанию Индостана). Величина Джамбудвипы 10 000 йоджанов, а периметр - 6 000 йоджанов. Название материка произошло от дерева джамбу высотой 100 йоджанов, которое на нем растет (свое гигантское дерево имеет каждый материк). Все будды появляются на Джамудвипе. Люди здесь имеют рост в пять-шесть футов и живут от 10 до 84 000 лет. 2. Пурвавидеха- находится на востоке и имеет форму полукруга, плоская сторона которого направлена на запад, в сторону Меру. Величина Пурвавидехи 7000 йоджанов, периметр - 6350 йоджанов, протяженность плоской стороны - 2000 йоджанов. На нем растет огромная акация. Люди, живущие на этом материке, имеют рост в 12 футов и живут 250 лет.3. Апарагодания- находится на западе, имеет форму круга и периметр 7500 йоджанов. На нем растет дерево кадамбу. Жители этого материка не строят дома и спят прямо на земле. Они имеют рост в 25 футов и живут 500 лет. 4. Уттаракуру- находится на севере, и имеет квадратную форму. Его периметр 8000 йоджанов (соответственно, каждая сторона имеет протяженность 2000 йоджанов). На нем растет дерево кальпавиркша или дерево-кальпы, поскольку оно живет ровно одну кальпу. Жители Уттаракуру живут в достатке и изобилии. Им не нужно работать для пропитания, поскольку еда там растет сама. Нет у них и личной собственности. Их города построены в воздухе. Они имеют рост в 48 футов и живут 1000 лет. Каждый материк защищает локапала соответствующей стороны света.

С миром людей соседствует мир животных – Тирачана-йони, - к которому принадлежат животные всех без исключения видов – от мельчайших насекомых до огромных слонов, и Прета-йони - мир претов, голодных духов, которые не могут удовлетворить чувство голода и жажды. Несмотря на изобилие пищи вокруг, они не могут ей насытиться, поскольку имеют огромные животы, но очень тонкие шеи и крошечные рты. Они обитают в пустынях и заброшенных местах. В мире претов перерождаются люди, которые в прошлой жизни были скупыми, алчными и прожорливыми.

Миры ада (Нарака). В этих мирах перерождаются те, кто вел порочный образ жизни и совершил множество тяжелых преступлений, за которые подвергаются тяжелым мучениям. Однако мучения грешников здесь не вечные - после достаточно длительного срока искупления их негативная карма очищается, и они вновь могут переродиться в высших мирах. Миры нараки расположены под континентом Джамбудвипа, при этом считается, что в бесчисленном количестве миров существует и бесчисленое количество адов. По своей структуре ады напоминают глубокую усеченную пирамиду из восьми слоев, нижние слои значительно больше верхних. Ады уходят глубоко под воду под континентом до самого дна. Самые страшные ады расположены внизу, наименее мучительные — сверху. На каждом уровне центральную часть занимает горячий ад, а по периферии расположен ад холодный. Всего насчитывается восемь горячих и восемь холодных адов. В некоторых текстах также встречаются упоминания о дополнительных и даже о временно возникающих адах.

Восемь холодных адов: 1. Арбуда-нарака — «ад волдырей». На темной промерзшей долине, окруженной холодными горами, постоянно бушует снежная буря. Поскольку обитатели этого ада лишены одежды, их тело от холода покрывается волдырями. Продолжительность пребывания в этом аду равно времени, которое потребуется на то, чтобы опустошить бочку зерен кунжута, если раз в сто лет из нее брать по одному зерну. 2. Нирарбуда-нарака — «ад разбухающих волдырей». Холод в этом аду еще сильнее, поэтому волдыри на телах грешников разбухают и лопаются, покрывая их кровью и гноем. 3. Атата-нарака — «ад дрожащих от холода». От жестокого холода грешники непрерывно дрожат, издавая звук «ат-ат-ат». 4. Хахава-нарака — «ад плача и стона». В нем грешники стонут от холода, издавая от боли звуки «ха-хо». 5. Хухува-нарака — «ад стучащих зубов». Испытывая ужасный озноб, грешники стучат зубами, издавая звук «ху-ху». 6. Утпала-нарака — «ад голубого лотоса». Холод этого ада делает кожу грешника синей подобно цвету лепестков голубого лотоса. 7. Падма-нарака — «ад лотоса». Снежная пурга обмораживает тело грешника, оставляя на нем глубокие кровавые раны. 8. Махападма-нарака — «ад великого лотоса». В этом аду от лютого мороза трескается не только кожа на теле грешника, но и все его внутренние органы. Пребывание в каждом последующем аду в 20 раз больше, чем в предыдущем.

Восемь горячих адов: 1. Санджива-нарака — «ад оживления». В этом аду под ногами у грешников вместо земли лежит раскаленное железо. Тот, кто сюда попадает, пребывает в постоянном унижении и страхе. Слуги владыки ада Ямы постоянно терзают жертв железными крюками и копьями. От боли они теряют сознание и испытывают предсмертные муки, но мгновенно приходят в себя и их мучения продолжаются. На них выплескивают расплавленный металл, тела разрубают на мелкие куски, а раскаленное железо под ногами делает их страдание еще более невыносимым. Срок пребывания в этом аду составляет 162х1010 лет. Расположен на глубине 1000 йоджан под Джамбудвипой и занимает 10 000 йоджан в каждом из направлений. 2. Каласутра-нарака — «ад черных сечений». Здесь грешники испытывают те же мучения, что и в предыдущем аду. Кроме того, слуги Ямы расчерчивают вдоль их тел черные линии, а затем рассекают по ним тела зазубренными секирами и острыми топорами. Срок пребывания в этом аду составляет 1296х1010 лет. 3. Сангхата-нарака — «сокрушающий ад». Этот ад расположен над слоем раскаленного железа и окружен массивными скалами, которые постоянно сталкиваются друг с другом, превращая тела находящихся между ними грешников в кровавое месиво. Когда скалы раздвигаются, грешники оживают и все повторяется вновь. Срок пребывания в этом аду составляет 10368х1010 лет. 4. Раурава-нарака — «ад воплей». Здесь под грешниками повсюду горит земля. Пытаясь укрыться от огня, они находят убежище, но, войдя в него, оказываются запертыми и теперь жар поражает их со всех сторон, отчего они начинают громко кричать. Срок пребывания в этом аду составляет 82944х1010 лет. 5. Махараурава-нарака — «ад великих воплей». Он подобен предыдущему, но мучения грешников в нем еще более усиливаются. Пребывание в этом аду составляет 663552х1010 лет. 6. Тапана-нарака — «ад жара». Здесь слуги Ямы пронзают тела жертв раскаленными копьями до тех пор, пока из их рта и носа не вырвется пламя. Срок пребывания в этом аду составляет 5308416х1010 лет. 7. Пратапана-нарака — «ад великого жара». Здесь мучения грешников похожи на те, что и в аду Тапана, но вдобавок их тела еще более жестоко прокалывают трезубцем. Срок пребывания в этом аду составляет 42 467 328х1010 лет. 8. Авичи-нарака — «непрекращающийся ад». Это самый глубокий ад. Он расположен на глубине 40000 йоджан; его высота достигает 20000 йоджан (это общая высота всех семи предыдущих адов). Срок пребывания в этом аду составляет 339,738,624х1010 лет, т.е. до конца антаракальпы - поэтому он и называется «непрекращающимся». Грешники здесь постоянно горят на медленном огне, что сопровождается страшными мучениями. В этот ад попадают иччхантики - «отсекшие корни благого». Так называют тех, кто из-за приверженности к ложным воззрениям полностью уничтожил в себе ростки не-алчности, не-вражды и не-невежества. В полемике с индуистами буддисты указывали, что до такой степени могут пасть брахманы, которые своей безнравственностью и неправедными законами поощряют преступность, алчность и злобу.

Итак, если следовать схеме Тхеравады – а именно она является отправной, - то пирамида траялокьи имеет 31 уровень существования: 11 уровней мира камалоки, 16 уровней мира рупалоки и 4 уровня мира арупалоки.

Соответственно, возникает вопрос: а откуда взялись эти числа – 11, 16 и 4? Дело в том, что эта числовая композиция сложилась в результате догматического толкования канонических повествований о жизни принца Гаутамы (известно пять версий) и содержания его первых трех проповедей. Принц Гаутама освободился от пяти скандх (5), и тем самым его шесть чувств обрели блаженство (6). Четыре недели он пребывал в состоянии медитации, переходя из одного состояния в другое, и в укаждом из этих состояний осмысливал четыре истины (4 х 4 = 16). Наконец, он постиг сущность третьего, высшего мира (арупалоки), а содержание четырех истин слилось с его сознанием (4).

Дальнейший ход рассуждений определяется особенностями трактовки учения различными буддийскими школами. Например, в Тхераваде сознание выделяется из группы скандх в качестве самостоятельного компонента, следовательно, пятеричная группа скандх рассматривается как числовая композиция 4 + (1), где (1) есть сознание. В связи с этим уровни камалоки обозначаются как 4 + (1) + 6. Одна из ветвей Тхеравады – школа сарвастивадинов выносит компонент сознания в сферу рупалоки, поэтому космологическая формула бытия у них следующая: 10 (4+6) + 17 (16+1) + 4, итого 31 уровень существования. В основном трактате этой школы, созданном в V в. великим буддийским философом Васубандху и названном им Абхидхармакоша, формула бытия излагается следующим образом:

 

  1. Адские существа, преты, животные,

Люди и шесть божеств (итого 10)

Это сфера страстей. От деления

Адов и континентов – двадцать.

  1. Выше – семнадцать местопребываний

Сферы получувственного. Там каждая

Ступень созерцания трояка.

В четвертой ступени – восемь.

3. В сфере нечувственного нет местопребываний.

Действие рождения – четырех видов.

В нем поток сознания опирается

На силу общности и жизненную силу.

 

У основоположников учения Махаяны – школы мадхьямиков формула бытия изображается так: 11 (5+6) + 16 + 4; у современных последователей Тхеравады на Шри-Ланке: 11 (4+7) + 16 + 4, где число 7 – это 6 уровней небес + уровень человека как мыслящего существа и т.д.

И если 11 уровней камалоки составляют содержание мира чувств и чувственного восприятия, то 12-27-й уровни рупалоки уже относятся к сфере созерцания, в которой формы и наименования являются плодом медитации (воображения) адепта. Описание этих уровней зависит от цели медитатора. Как правило, медитация является средством осмысления четырех благородных истин. Они постигаются различными (но всегда четырехстадиальными) способами созерцания, из которых наиболее распространены два метода.

Один метод – это постижение на первой стадии первой истины и с ее помощью – трех остальных, на второй – второй истины и с ее помощью трех остальных и т.д. Формула этого метода 4 х 4 называется «16 аспектов четырех истин». На каждой стадии необходимо утвердиться в вере, что та или иная истина действительна в любой сфере существования: камалоке – рупалоке – арупалоке. Такая формула графически изображается как четыре секции с четырьмя уровнями в каждой.

Другой метод заключается в осознании причин и следствий перерождений в прошлом, настоящем и будущем с помощью поочередно каждой из четырех истин. В этом случае формула рупалоки – 3 + 3 + 3 + 7. В буддизме полное знание, или мудрость, отождествляется с восьмеричным путем, а полное совершенство с 10 парамитами (наиболее достойные качества или совершенства бодхисатвы), число же 7 означает, что до полного знания остался один шаг, точно так же число 9 показывает нехватку только одного качества до полного совершенства. Число семь в четвертой стадии медитации связано именно с осмыслением восьмеричного пути или четвертой истины. Подобные формулы рупалоки выводятся непосредственно из жизнеописаний принца Гаутамы.

Содержание уровней арупалоки, или мира не-форм, в Тхераваде и Махаяне различно, хотя в обоих направлениях эти уровни отождествляются с мудростью и считаются сферой чистой мысли. В Тхераваде 28-й уровень обозначается как бесконечное пространство, 29- й – как безграничное сознание, 30-й – как пустота, а 31-й – это то, что, по мнению буддистов, даже не поддается описанию. В Махаяне сфера арупалоки характеризуется как космическое тело Будды, где 28-й уровень является созидательным телом (нирманакая), 29-й – телом блаженства (самбхогакая), 30-й – телом Закона (дхармакая), 31-й – самосуществующим телом (свабхавикакая).

Идея пирамиды троекосмия проста: существует мир конкретных человеческих страстей, воображаемый человеком мир, и, наконец, мир космического сознания, с которыми сливается разум человека. Каждый из этих миров разбивается на уровни, и восприятие человеком бытия зависит от того, на каком из уровней находится его сознание. Однако в учении буддизма эта идея чрезвычайно усложнена, так как космологическая пирамида динамична по своему характеру.

В Тхераваде динамика азвития, выраженная в идее перерождений, определяется активным кармическим состоянием камалоки; в рупалоке это кармическое состояние пассивно; в арупалоке карма отсутствует. Поэтому в литературе Тхеравады основное внимание уделяется описанию состоянию камалоки, которая подразделяется на 4 нижних и 7 верхних уровней. Четыре нижних уровня заселяются существами, настолько обуреваемых страстями и желаниями, что можно говорить об отсутствии у них разума. Семь верхних уровней заселены разумными божествами и земными существами. Земным существам отведен 5-й уровень камалоки, который является генератором кармического процесса, так как на 6-ти небесных уровнях бытие находится в упорядоченном состоянии, а на 5-м – в хаотическом, поэтому именно человек поставлен перед дилеммой дальнейшего существования. Если он предается страстям и наслаждениям, то его карма ухудшается, ему грозит возрождение на одном из нижних уровней камалоки. Если же он будет вести благопристойный образ жизни, т.е. соблюдать заповеди и наставления буддизма, то он улучшит свою карму и может возродиться на небесных уровнях, оставаясь в пределах активного кармического воздействия камалоки. Только следование восьмеричным путем выводит человека за пределы мира камалоки, ведет к постепенному исчезновению скандх и прекращению процесса перерождений. В Тхераваде подчеркивается, что следование восьмеричным путем удел избранных, что это привилегия человека, которая возвышает его над богами.

В махаянистской космологической картине бытия динамика развития определяется кармическим состоянием и камалоки, и арупалоки. В арупалоке это состояние характеризуется как космическая активность, порождаемая состраданием всюду существующего космического тела Будды. В результате динамика развития приобретает замкнутый характер, поэтому в Махаяне разрабатываются и космогонические концепции о существовании множества систем, влияющих друг на друга (о них мы будем говорить позже).

В Махаяне камалока подразделяется на 5 нижних и 6 верхних уровней, 18 уровней рупалоки группируются в 5 стадий (уровней) дхьяны (медитации), 4 же уровня арупалоки, как мы уже говорили, хотя и считаются высшим достижением в практике медитации, вхождением в нирвану они все же не являются. В этой космологической картине бытия 5 нижних уровней отождествляются со скандхами, а 6 верхних – с 6 органами чувств, формирующих «я» просветленного сознания. Важнейшее сесто в методах постижения уровней арупалоки, или состояний космического тела Будды, отводится 10 парамитам (5 верхних уровней камалоки, начиная с небес Траястримса, плюс 5 дхьяни рупалоки) и практике медитации, которая детально разрабатывается в различных школах Махаяны. Динамика развития бытия в целом обозначается как Махаяна, и все остальные доктринальные системы – ваджраяна (тантраяна), хинаяна, шравакаяна, бодхисаттваяна и др. рассматриваются в качестве составных компонентов Махаяны. Поэтому когда в рамках дискурса Махаяны речь идет о махаяне и хинаяне, то имеется в виду одна и та же система представлений о мире, в которой сравнивается общее с частным, система с ее компонентом. Но в рамках сопоставления двух направлений буддизма – Тхеравады и Махаяны, эти направления представляют собой различные системы миропредставлений. В философском плане эти направления различаются тем, что в Тхераваде основное внимание уделяется гносеологическому аспекту бытия, а в Махаяне – гносеологическому и онтологическому аспектам, причем предпочтение отдается последнему.

Характерно, что символика чисел активно применяется и в системе доказательств и построений тех или иных положений, содержащихся в канонических текстах. Традиция приписывает Будде десятки тысяч изречений, высказываний и проповедей. И вся эта информация систематизирована в числовых композициях, образующих определенные информационные блоки.

Наиболее наглядно такие блоки информации прослеживаются в абхидхармических трактатах, посвященных определению и классификации дхарм. Как отмечает В. И. Рудой, возникновение матрик (блоков) «было связано с мнемотехникой древнейшей буддийской традиции, располагавшей только Сутта- и Винная-питаками, но не Абхидхармой в собственном смысле. Множество понятий, рассеянных по различным беседам и наставлениям, не представляло целостную систему, и запоминание их, не говоря уж об интерпретации, было связано с большими трудностями. Наиболее простой и целесообразной формой сохранения и запоминания этих понятий, образующих в своей совокупности Дхамму, т.е. буддийское учение, представлялись их суммарные списки, построенные по числовому принципу. Такие списки получили название матрик, и именно из их интерпретации и развилась каноническая Абхидхарма».

Здесь следует отметить, что исходными постулатами для обазования любой числовой композиции служат информационные блоки, или «законы», выстраиваемые в простейший ряд чисел от 3 до 12. Этот ряд начинается с числа 3 (триады), затем следуют 4 благородные истины, 5 скандх, 6 органов чувств, 7 (один шаг до завершения восьмеричного пути), 8-ричный путь, 9 (один шаг до совершенств бодхисатвы), 10 совершенств бодхисатвы, 11 (один шаг до полного цикла одной жизни), 12 нидан причин и следствий - полный цикл одной жизни. Эти «законы» являются основополагающими для построения любых доктрин и положений. В частности, с помощью этого ряда чисел можно объяснить, что понимается буддистами под всевидением и всезнанием Будды. В текстах утверждается, что только Будда полностью осознает вышеназванные «законы», объясняющие смысл и сущность бытия. Будда способен видеть действие всех «законов» в прошлом, настоящем и будущем, в сферах камалоки, рупалоки, арупалоки, а также в бесконечных вселенных. Всезнание Будды заключается в том, что он знает, как проявляются эти «законы» в условиях первой, второй, третьей, четвертой истин, т.е. он знает состояние, сопровождающее усвоение каждой из четырех истин (такие состояния именуются нирваной).

Если закодировать, к примеру, всю информацию о всеведении Будды в виде числовых композиций, то их можно расположить в четыре колонки: первая будет состоять из чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; вторая – из чисел первой колонки, умноженных на три (9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33, 36); третья – из чисел второй колонки, умноженных на три (27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90, 99, 108); четвертая – из чисел третьей колонки, умноженных на бесконечность. Отсюда делается вывод о всеприсутствующем сознании Будды.

У Васубандху в тексте Абхидхармакоша манипуляция числовыми композициями выглядит следующим образом:

 

31. Мир нечувственного включает категорию интеллекта,

Категорию нечувственного и сознание нечувственного.

Эти три категории могут быть скверной и нескверной.

Все остальное – скверна.

32. «Искание» и «установление» находятся

В пяти категориях сознания,

Последние три – трех видов.

Остальные отбрасывают оба.

34. Семь категорий, шесть видов сознания и Интеллект,

А также часть объективно-нечувственного, имеющие опору.

Восемь этих и звук – «неберущие».

Другие девять – двух видов.

35. Осязаемое – двух видов.

Оставшиеся девять видов чувственного –

Производное, также и часть объектвно-нечувственного.

Чувственных – десять. Они конгломерат (гл. 1).

 

В этих кариках, являющихся информационными блоками, речь идет о категориях сознания. Впоследствии на каждую из них были написаны многочисленные комментарии.

Нередко категории и группы сознания в абхидхармической литературе толка Тхеравады сводятся в диаграммы.

В целом же система буддийских логических построений крайне сложна, поскольку числовые композиции могут суммироваться. Кроме того, часто используется формула «без одного члена» («один шаг до…»).

 

Помимо вертикального деления Вселенной, в буддизме была разработана космологическая система, описывающая расположение миров по горизонтали. Она получила название сахасра – «космология тысяч». По горизонтальному делению четыре неба камалоки занимают ограниченное пространство на вершине горы Меру. Три мира Брахмы простираются до горной стены Чакравады, целиком заполняя небо. Вся система миров, начиная от мира Великого Брахмы до самого дна воды составляет законченную систему мироздания (Вселенную). Вселенная существует одну великую кальпу (махакальпу) и завершает свое существование, сгорая в огне.

Миры Абхасвары, расположенные над миром великого Брахмы, простираются вширь на огромное пространство и содержат в себе тысячи отдельных вселенных. Каждая из них имеет собственные гору Меру, стену Чакравада, Солнце, Луну и четыре континента. Полная система миров с тысячей вселенных получила название сахасра-чудика-локадхату – «малым килокосм». Вселенная «малого килокосма» существует 8 махакальп и завершает свое существование, погружаясь в воду. Расположенный над Абхасварой мир Шубхакиртсна объединяет тысячу «малых килокосмов», т.е. миллион обычных вселенных. Эта вселенная получила название двисахасра-мадхьяма-локадхату – «средний мегакосм». Она существует 64 махакальпы и завершает свое существование от ветра. Миры Шудхаваса и Бирхатпала, расположенные над миром Шубхакиртсна, охватывают тысячу таких мегакосмов или миллиард вселенных. Вселенная этого машстаба получила название трисахасра-махасахасра-локадхату — «великий гигакосм».

Космическое время циклично и безначально, то есть ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не создан, идея божественного творения буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого — страдание живых существ), так и метафизического характера (о них речь пойдет в лекции, посвященной буддийской философии). Причина существования миров — энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла (подобно тому, как будущая жизнь существа обусловливается его кармой, имеющейся на момент смерти). Только в появившейся позже концепции буддизма Ваджраяны о предвечно существующем космическом Будде - Адибудде, возникновение мироздания и его сфер стало объясняться действием тапаса – мощного потока йогической энергии, исходящего от Адибудды в процессе созерцания и все более «сгущающегося» по мере его нисхождения вниз.

В буддийской космологической системе период существования Вселенной называется махакальпа – «великая кальпа» или «великий эон». Протяженность этого периода точно не определяется, а только указывается, что он длится несколько миллиардов лет. Махакальпа делится на четыре кальпы или эона, которые следуют одна за другой и отличаются по стадии эволюции вселенной:

 

1. Вивартакальпа - «эон эволюции». Это период, когда вселенная разворачивает свое существование.

2. Вивартастхаикальпа - «эон эволюции-длительности». Во время этого периода вселенная находится в стабильном состоянии.

3. Самвартакальпа - «эон угасания». В течение этого периода вселенная сворачивается и угасает.

4. Самвартастхаикальпа - «эон угасания-длительности». В течение этого периода вселенная находится в состоянии пустоты.

 

Каждая из этих кальп состоит из 20 антаракальп- «внутренних эонов», имеющих примерно одинаковую продолжительность. Для Самвартастхаикальпы это деление скорее формально, поскольку в этот период во Вселенной не происходит никаких перемен, но для трех предыдущих кальп они имеют важное значение, поскольку обозначают внутренние процессы, происходящие в рамках одной кальпы. Это процесс усиления нравственной деградации человека и сокращения срока его жизни, получивший название «периода убывания», и процесс его духовно-нравственного роста (противоположная фаза цикла), называемый «периодом возрастания». Таким образом, длительность «великого эона» (махакальпы) равна 80 периодам убывания и возрастания (20 антаракальп х 4 кальпы).

Вивартакальпа. Вивартакальпа начинается с подъема первозданного ветра, который начинает формировать структуру вселенной, разрушенной в предыдущей махакальпе. Сначала в бесконечном пространстве (акаше), остающемся после разрушения одной вселенной, в определенный момент начинают веять легкие ветерки, которые постепенно крепнут и превращаются в мощнейший ураган, постепенно сгущающийся до состояния «алмазной твердости» и приобретающий форму круга.

Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся энергия совокупной кармы живых существ разрушившейся вселенной (сравните с объективированной волей как физической основой феноменов в философии А. Шопенгауэра; особенно его работа «О воле в природе»). Дальнейшее формирование мира происходит сверху вниз и начинается с момента нисхождения обитателей высших миров в низшие, где они перерождаются. Вначале бог Брахма, пребывающий в мире Абхасвара, перерождается в собственном, более низком мире. Он – первое живое существо, появляющееся в камалоке. Происходит это так: внезапно появляется небесный дворец с богом Брахмой на престоле, после этого вокруг него появляются другие тридцать три бога небес мира желаний. Они видят Брахму и восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!» — так возникает вера в Бога-творца. Клубящиеся в выси златоцветные облака начинают изливать дождь, который заливает диск ветра внизу и постепенно образует мировой океан. Из растворенной в нем мути формируются континенты и гора Сумеру. Последними появляются ады. Вслед за тридцатью тремя богами в камалоке появляются другие существа, которые постепенно заполняют все ее миры, от мира Брахмы до адов. Во время Вивартакальпы появляются и первые люди, но они более походят на божеств мира форм: их тела излучают свет, они могут свободно перемещаться по воздуху и срок их жизни равен 84 000 лет.

Для поддержания жизни люди не нуждаются в пище, но земля же в это время покрыта особым земляным пирогом, источающим несравненный аромат, и люди начинают пробовать его на вкус, чувствуя к нему влечение и интерес, и постепенно съедают его. Тем временем срок их жизни понемногу сокращается, тела плотнеют, грубеют и уже походят на тело современного человека: они утрачивают способность излучать свет и начинают отличаться по внешнему виду. Затем происходит разделение людей на мужчин и женщин, которые начинают проявлять друг к другу половое влечение. У них формируются органы пищеварения, и к тому моменту, когда весь пирог, покрывающий землю, оказывается съеден, люди уже не могут обходиться без пищи. Тогда им ничего не остается, как начинать выращивать рис. Но риса на всех не хватает, и тогда люди начинают проводить межи, отделяя свой участок от чужого, появляется институт собственности. Однако поскольку риса становится все меньше и меньше, одни люди начинают нарушать межи полей других людей и воровать рис. В мире людей возникают жадность, воровство, зависть и злоба. Некоторые начинают охотиться и употреблять в пищу мясо животных – они появились на земле совсем недавно. Воцаряется беспорядок, и начинаются столкновения между людьми. Тогда люди решают, что наступило время наведения порядка, и принимают решение избрать самого достойного из своего числа для поддержания этого порядка. Так появляется первый царь, которого называют Махасаммата. Он отбирает себе в помощники наиболее уважаемых людей, чтобы они непосредственно поддерживали порядок. Так появляется сословие кшатриев (воинов и правителей). В это время в мире начинают появляться Будды. Этот процесс подробно описан в палийском тексте Агганья-Сутта.

Характерно, что возникший в кшатрийской среде буддизм подробно описывает появление воинского сословия, почти игнорируя жреческое (о первых брахманах сообщается лишь то, что они были людьми, склонными к уединению и созерцанию). Кроме того, если в брахманизме сословия представляют собой божественные установления, выражающие сакральный миропорядок, то в буддизме они (и прежде всего кшатрии как правящая варна) суть результат своеобразного «общественного договора». Кстати, буддизм (равно как моизм, о котором мы уже говорили подробно) является одним из учений, впервые провозгласивших принцип общественного договора как основы государства.

Говоря о социальной доктрине буддизма, следует еще раз подчеркнуть неприятие ею доктрины божественности сословно-кастовой системы и ее исключительную ориентацию на светскую царскую власть. Интересно, что все крупные общеиндийские империи домусульманского периода (государства Маурьев и Гуптов) были или буддийскими, или покровительствовавшими буддизму. Интересно, что и за пределами Индии, в странах Юго-Восточной Азии, монархи, укрепляя центральную светскую власть, планомерно вытесняли брахманизм и жречество, утверждая буддизм и буддийскую концепцию государства (этот процесс особенно хорошо изучен на примере Таиланда). Брахманской идее «божественного царя» (дэва раджа) буддизм противопоставил идею царя, правящего на основе Дхармы, принципов буддийского учения (дхарма раджа). Но вернемся к космологии.

Вивартастхаикальпа. Первая антаракальпа. Вивартастхаикальпа начинается тогда, когда первое существо перерождается в аду, и таким образом вся вселенная становится заполненной. В течение первого эона продолжительность жизни людей уменьшается с нескольких десятков тысяч лет до периода менее ста лет, как у современных людей. В начале первой антаракальпы люди в целом живут счастливо. Ими управляет чакравартин («вращающий колесо») — царь, заботящийся о процветании буддийского учения. Махасудассана-сутта повествует о чакравартине, который прожил 336 000 лет. В другом тексте, Саккавати-сихананда-сутте, рассказывается о поздней династии чакравартинов – о царе Дальханеми и его пяти потомках, живших 84 000 лет. Седьмой царь из этой линии отказался от власти и передал ее сыну. Он завершил свой жизненный путь как шраман – бродячий аскет-философ.

В этот период среди людей растет бедность, появляются воровство, другие преступления и убийства; за преступления вводятся соответствующие наказания. Продолжительность жизни людей с каждым поколением сокращается наполовину, и с 84 000 снижается до 100 лет. Это происходит по мере роста числа злодеяний: лжи, прелюбодеяния, злословия, жадности, ненависти, невежества, разврата и неуважения к родителям и старикам. В этот период (согласно Махападана-сутте) на землю приходят три будды: Будда Краручханда - когда продолжительность жизни составляла 40.000 лет; Будда Канакамуни - когда продолжительность жизни составляла 30.000 лет; и Будда Кашьяпа - когда продолжительность жизни составляла 20.000 лет. Наше время приходится на конец первой антаракальпы, когда продолжительность жизни стала менее 100 лет (Будда Шакьямуни жил 80 лет).

Последние же годы первой антаракальпы выглядят весьма печально: человеческие нравы вырождаются почти полностью, и эгоизм становится настолько велик, что люди буквально не выносят даже вида друг друга. На людей обрушиваются нескончаемые несчастья - стихийные бедствия, войны и эпидемии, имеющие разрушительные последствия. По мере этой нравственной деградации срок жизни человека сокращается до 10 лет (это не означает, что люди умирают детьми — за десять лет разворачивается весь жизненный цикл, как у кошки или собаки), и люди вступают в брак в пятилетнем возрасте. Еды катастрофически не хватает, она становится скудной и безвкусной. Власть переходит в руки злобных и властолюбивых правителей. Люди настолько теряют человеческий облик, что разбредаются по лесам, стараясь не встречаться, а встречаясь, сразу же пытаются убить друг друга. Затем разражается глобальная война, в ходе которой наиболее агрессивные люди истребляют друг друга, а менее воинственные разбегаются и прячутся в лесах и пещерах. Война знаменует конец первой антаракальпы.

Вторая антаракальпа. И вот во время самой ужасной нравственной деградации находится человек, у которого появляется мысль, что так больше жить нельзя, что надо менять отношение к своим собратьям. Он идет к другим людям и обучает их дружелюбию. В итоге война оканчивается, все оставшиеся в живых люди покидают свои убежища и начинают вести мирную жизнь, совершая добрые дела. По мере возврата к добродетельной жизни и отказа от пороков начнет увеличиваться продолжительность жизни, улучшаться здоровье и благосостояние, возрастет численность населения. Продолжительность жизни тоже постепенно увеличивается с 10 до 84 000 лет, и тогда в мире появляется царь-чакравартин по имени Санкха. Во время его правления с неба Тушита на землю сойдет бодхисаттва Майтрея, который, как и Будда Шакьямуни, сначала встанет на путь шрамана, а затем достигнет полного просветления и станет Буддой. Но после прихода Майтреи мир вновь начнет постепенно деградировать, все события повторятся, и продолжительность жизни человека опять сократится до 10 лет.

Каждая антаракальпа завершается разрушительной войной, падением морали и одичанием людей, новая же начинается с возрождения морали, а расцвет цивилизации приходится на середину антаракальпы. После 19-й антаракальпы продолжительность жизни человека увеличится до 84.000 лет и уже не сократится, потому что закончится вся Вивартастхаикальпа.

В течение кальпы пребывания мира на земле появляются тысяча будд и чакравартины. Из тысячи будд традиция особо выделяет шестерых, явившихся до Шакьямуни: в предыдущей кальпе - Випашьин, Шикхан и Вишвабху, в нынешней – Каракуччханда, Канакамуни и Кашьяпа (Дипанкара). После Шакьямуни в мир явится будда Майтрея.

Чакравартин (Государь, Поворачивающий Колесо Закона) — миродержец, совершенный вселенский монарх, обладающий теми же тридцатью двумя признаками, что и Будда (вспомните житие Сиддхартхи Гаутамы — Будды Шакьямуни и предсказание астролога Ашиты), но они выражены слабее. Одновременно Будда и чакравартин появиться не могут. Чакравартины отличаются по типу чакры (дословно — «колесо», здесь имеется в виду боевой метательный диск), которая является их атрибутом: чакравартина с золотой чакрой все люди сами просят, чтобы он правил ими; чакравартин с серебряной чакрой начинает собирать войска для завоевания мира, но еще до того, как он завершает формирование армии, все государства признают его власть; чакравартин с железной чакрой двигает войска в поход, но его враги сдаются без боя: ненасильственное правление — отличительная черта чакравартина.

Согласно Дигха-никае, правитель, имеющий верного боевого слона, коня, алмаз мудрости, верную жену, хорошего домоправителя и преданного советника, обладающий десятью достоинствами всемирного монарха, может надеяться на появление драгоценного диска, символизирующего Дхарму. Этот божественный диск поднимается из Восточного океана и сияет в небе, словно вторая Луна. Затем диск опускается во дворец достойного монарха, который отдает дань уважения небесному колесу и выражает готовность следовать за ним. Таким образом, правитель становится чакравартином – возничим колесницы, у которой одно колесо – это государство (аначакра), а другое – учение Будды (дхармачакра). С этого момента диск называется «колесом драгоценности» (ратначакра) и становится как бы собствкенностью правителя.

В некоторых текстах, например, в трактате Буддхагхоши Сумангала-виласини, приводится подробное описание этого колеса. Его ступица сделана из сапфира, а ее внешняя поверхность покрыта серебром. Все спицы колеса собраны из различных драгоценных камней, которые сияют, подобно солнечным лучам. Обод колеса сделан из полированного красного коралла. На внешней части обода расположены зонтики из белых кораллов, воспроизводящие звуки пяти музыкальных инструментов, поэтому при движении колеса звучит чудесная музыка.

Самвартакальпа. Самвартакальпа наступает тогда, когда духовный и моральный уровень людей становится настолько высоким, что они перестают перерождаться в адах и поднимаются только в высшие миры, достигая Абхасвары, где обретают спасение. Сначала пустеют ады, потом миры претов, животных, людей и, наконец, асуров и богов.

Затем прекращаются рождения в мирах Брахмы, и во всей камалоке вновь остается только одно живое существо - Брахма. Когда же в мирах камалоки не остается ни одного живого существа, поднимается Великий Огонь, который сжигает все, включая трон Брахмы, и опустошает все миры ниже Абхасвары. После этого наступает Самвартастхаикальпа.

Но некоторые буддийские тексты утверждают, что самые глубокие ады полностью не исчезают, и к моменту конца вселенной обитатели этих адов переселяются отбывать наказание в другие миры.

Самвартастхаикальпа. Об этой кальпе нельзя сказать ничего определенного, поскольку ниже миров Абхасвары в этот период ничего не происходит. Когда она кончается, снова начинают дуть космические ветры и восстанавливать изначальную структуру вселенной.

В конце Самвартастхаикальпы мир в очередной раз разрушается огнем. Но каждые восемь махакальп после семи разрушений мира огнем наступает разрушение мира водой. Это разрушение более опустошительно, поскольку захватывает не только миры Брахмы, но и миры Абхасвары. А каждые 64 махакальпы после 56 разрушений огнем и 7 разрушений водой наступает разрушение мира ветром. Это самая разрушительная катастрофа, она уничтожает даже миры Шубхакиртсны, хотя более высокие миры не уничтожаются никогда.

Впоследствии уже в рамках буддизма Махаяны между буддистами велись споры о том, может ли когда-нибудь произойти такое, что все живые существа достигнут нирваны и сансара прекратит свое существование раз и навсегда. Мнения по этому вопросу разделились: одни буддийские шко