Потребитель» архитектуры


Как воспринимали архитектуру в исторические времена? Какое место она занимала в жизни людей? Когда она стала частью культуры?

Поскольку центральной фигуры этой группы являются «просто люди», здесь можно говорить о той части экологии города, которая изучает взаимосвязь поведения людей с характеристиками пространственного окружения. Это подход, который появился во второй половине 20 века и получил название «средовой».

В современном творчестве ведущих архитекторов задача формирования поведения людей средствами организации пространства весьма актуальна. Один из примеров проекты ведущей датской архитектурной компании 3xN и ее руководителя Кима Нельсона.

 

Варварство не знало сознательной деятельности по созданию «красоты»

Эсхил:

«Из кирпичей не строили домов

Домов, согретых солнцем и бревенчатых

Не знали срубов.

Врывшись в землю, в плесени пещер, без солнца, муравьи кишащие».

 

Античность не отождествляло строительство города с архитектором. Появление «полиса» результат социально-экономическихпроцессов.

Будучи оформлением жизни, придавая ей форму, архитектура не имеет самостоятельного значения.

Агора древнегреческого полиса, пусть не имеющая функционально-планировочного и объемно-пространственного архитектурного решения, создает плотный каркас для общения, контактов.

Вместе с тем, появление архитектурных объектов в изображениях на вазах, в интерьерах, на монетах говорит о том, что она становится частью культуры.

Переживание созданного человеком архитектурного пейзажа «второй природы» известны в текстах III века до н.э.

 

Средневековый город

Средневековье многими исследователями цивилизации оценивается как вершина совпадения духовного и материального (Мамфорд, Сорокин, др.)

В философии прототипами остаются переработанные в христианской идеологии античные образцы. Вера в Бога, коллективный труд по имя Его создает готические соборы, наполненные всеми видами искусства, включая музыку.

 

Возрождение поднимает значение личности человека, как Заказчика, так и архитектора, выполняющего волю заказчика в соответствии со своим талантом.

Филарете «Заказчик – отец здания, Архитектор – его мать».

Появление архитектурных утопий, отделение деятельности по архитектурному проектированию от строительной деятельности

Пиранези автор проектов, ценных вне их реализуемости.

Город эпохи просвещения

 

Все изменилось с появлением промышленных городов. Для решения проблем городов, прежде всего санитарных, в середине XIX века. Сначала в Англии, а затем и во всех промышленно развитых странах появились первые государственные законы, устанавливающие требования к проектированию города.

После масштабной реконструкции Парижа можно говорить об оформлении профессии инженеров по проектированию городской инфрастуктуры: транспортной, водопровода, канализации, по озеленению.

Решение проблем перенаселенности городов поставило перед архитекторами в XX веке новые задачи, прежде всего, по проектированию массового жилища, затем по снижению нагрузки на окружающую среду.