Потребитель» архитектуры
Как воспринимали архитектуру в исторические времена? Какое место она занимала в жизни людей? Когда она стала частью культуры?
Поскольку центральной фигуры этой группы являются «просто люди», здесь можно говорить о той части экологии города, которая изучает взаимосвязь поведения людей с характеристиками пространственного окружения. Это подход, который появился во второй половине 20 века и получил название «средовой».
В современном творчестве ведущих архитекторов задача формирования поведения людей средствами организации пространства весьма актуальна. Один из примеров проекты ведущей датской архитектурной компании 3xN и ее руководителя Кима Нельсона.
Варварство не знало сознательной деятельности по созданию «красоты»
Эсхил:
«Из кирпичей не строили домов
Домов, согретых солнцем и бревенчатых
Не знали срубов.
Врывшись в землю, в плесени пещер, без солнца, муравьи кишащие».
Античность не отождествляло строительство города с архитектором. Появление «полиса» результат социально-экономическихпроцессов.
Будучи оформлением жизни, придавая ей форму, архитектура не имеет самостоятельного значения.
Агора древнегреческого полиса, пусть не имеющая функционально-планировочного и объемно-пространственного архитектурного решения, создает плотный каркас для общения, контактов.
Вместе с тем, появление архитектурных объектов в изображениях на вазах, в интерьерах, на монетах говорит о том, что она становится частью культуры.
Переживание созданного человеком архитектурного пейзажа «второй природы» известны в текстах III века до н.э.
Средневековый город
Средневековье многими исследователями цивилизации оценивается как вершина совпадения духовного и материального (Мамфорд, Сорокин, др.)
В философии прототипами остаются переработанные в христианской идеологии античные образцы. Вера в Бога, коллективный труд по имя Его создает готические соборы, наполненные всеми видами искусства, включая музыку.
Возрождение поднимает значение личности человека, как Заказчика, так и архитектора, выполняющего волю заказчика в соответствии со своим талантом.
Филарете «Заказчик – отец здания, Архитектор – его мать».
Появление архитектурных утопий, отделение деятельности по архитектурному проектированию от строительной деятельности
Пиранези автор проектов, ценных вне их реализуемости.
Город эпохи просвещения
Все изменилось с появлением промышленных городов. Для решения проблем городов, прежде всего санитарных, в середине XIX века. Сначала в Англии, а затем и во всех промышленно развитых странах появились первые государственные законы, устанавливающие требования к проектированию города.
После масштабной реконструкции Парижа можно говорить об оформлении профессии инженеров по проектированию городской инфрастуктуры: транспортной, водопровода, канализации, по озеленению.
Решение проблем перенаселенности городов поставило перед архитекторами в XX веке новые задачи, прежде всего, по проектированию массового жилища, затем по снижению нагрузки на окружающую среду.