Представления о совершенном человеке в различных культурах. Исторические типы личности.


Размышления о совершенном человеке всегда были важной темой философско-антропологических исследований. Но в различных культурах делались свои акценты на главных качествах совершенного человека:

§ В древнекитайской философии идеал «благородного мужа» включал высшие моральные качества, гуманность, милосердие, стойкость, почтительность к людям, скромность и бескорыстие (конфуцианство);

§ В древнеиндийской философии совершенный человек постигает «собственную природу» мира, выполняет свой долг, свою карму;

§ В античности совершенный человек – это человек, который живет по закону и праву; совершенная личность или «калокагатия» - это гармоническое сочетание возвышенной нравственности, внешней и внутренней красоты с общественно-политической зрелостью (Аристотель). Человек, наделенный здоровьем, пропорциональным телосложением, изящными движениями, силой, способностью к творчеству, к нравственному самосовершенствованию, отказавшись от внешних благ и углубившись в самого себя, обладает душевным спокойствием, мудростью;

§ В средние века совершенный человек обладает совершенной разумной душой, стремящейся следовать Божьим заповедям;

§ В эпоху Возрождения совершенный человек наделен склонностью к добру и любви, к установлению высоконравственных межчеловеческих отношений, способный ценить чужую жизнь и достоинство превыше всего (Т.Мор);

§ В эпоху Просвещения идеал человека – это гуманный, добродетельный, рассудительный и просвещенный человек, следующий законам. «Путь к добродетелям через совершенствование законов» (Гельвеций);

§ В немецкой классической философии совершенный человек – это единство духовного и телесного совершенства, всесторонний, совершенный образованный человек (Л.Фейербах).

§ В русской философии совершенный человек – это гармоническое единство чувства и разума: справедливость, гуманность, отзывчивость, патриотизм, любовь к Родине, Богу, людям;

§ В современной философской литературе отмечается, что формирование совершенного человека напрямую связано с совершенствованием социальной среды, в которой он развивается.

Нынешние условия, несомненно, накладывают свой отпечаток на человеческую личность. Мы можем говорить о влиянии на человека урбанизации, индустриализации, средств массовой коммуникации и усиливающейся мобильности. Формируются также личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками для эффективного функционирования современного общества.

Сравнительное изучение различных стран позволило построить аналитическую модель современной личности. Ей присущи следующие черты:

· открытость экспериментам, инновациям и изменениям (готовность принять новое лекарство, прибегнуть к новому методу оздоровления, воспользоваться новым средством передвижения или средством информации, принять новый тип обучения молодежи и т.п.);

· готовность к плюрализму мнений и даже к одобрению этого плюрализма. Современный человек способен признавать существование разных точек зрения;

· ориентация на настоящее и будущее, а не прошлое, экономия времени, пунктуальность;

· уверенность современного человека в том, что он способен организовать свою жизнь так, чтобы преодолевать создаваемые ею препятствия. Это относится к возможности покорения природы, и к контролю над политическими, экономическими и др. социальными проблемами;

· Планирование будущих действий для достижения предполагаемых целей как в общественной, так и в личной жизни;

· Вера в регулируемость и предсказуемость социальной жизни (экономические законы, торговые правила, правительственная политика), позволяющие рассчитывать действия;

· Чувство справедливости распределения, т.е. вера в то, что вознаграждение не зависит от случая, а по возможности соответствует мастерству и вкладу;

· Высокая ценность формального образования и обучения;

· Уважение достоинства других, включая тех, у кого более низкий статус или кто обладает меньшей властью.