Компетенция органов местного самоуправления


В научной литератутре встречаются различные точки зрения на понятие компетенции органов публичной власти. Однако большинство учёных, бристов сходится во мнении что под этим понятием следуетпонимать :

Компетенция органов МСУ – это концентрированное юр выражение материально-правового содержание деятельности лбого органа публичной власти представляющее собой совокупность принадлежащих ему субъективных прав и юр обязанностей обусловленные вопросами его предметов введенья.

Таким образом, понятие компетенции органов местного самоуправления включается в себя 2 составных структурных элемента:

1) Круг вопросов предмета ведения, входящий в компетенцию органов местного самоуправления

2) Совокупность прав и юр обязанностей или полномочий органов публичной власти.

Что касается круга вопросов предмета ведения, отнесенное к компетенции органов местного самоуправления, то это есть материальная характеристика содержания деятельности самих органов местного самоуправления, т.е. те конкретные объекты муницип управления, на которые направлено воздействие соответствующих полномочий органов местного самоуправления.

В научной литературе все вопросы предметов введенья входящие в компетенцию органов МСУ условно принято подразделять на 3 области:

1) Область экономического развития территорий муниципального образования

2) Область социально-культурного развития муниципального образования

3) Область административно-политического развития территорий муниципальных образований

Внутри каждой из этих областей деятельности органов местного самоуправления выделяются свои самостоятельные отрасли и сферы муниципального управления, например:

1. В частности в рамках области экономического развития подведомственной территории муниципального образования существуют таки свои отрасли и сферы управления муниципальным хозяйством, как вопросы управления муниципальными финансами; вопросы касающиеся распоряжения и управления муниципальным имуществом, ЖКХ и благоустройство территории; дорожное строительство, архитектура и строительство; транспорт, связь, энергетика; охрана окружающей природной среды

2. В свою очередь внутри области социально-культурного развития подведомственной территории существуют такие самостоятельные отрасли и сферы муниципального управления – здравоохранение, начальное и общее образование, культура, осуществление молодёжной политики, физическая культура и спорт и вопросы социальной защиты нуждающихся категорий граждан.

3. В рамках области административно-политического развития в территории муниципального образования есть такие самостоятельные отрасли и сферы управления муниципальным хозяйством, например: вопросы ГО и ЧС, осуществление информационной политики и взаимодействие с общественными объединениями; установление развития международных внешне экономических связей, организация межмуниципального сотрудничества; охрана общественного порядка и взаимодействие с правоохранительными органами + мобилизационная подготовка населения.

 

Полномочия органов МСУ – это есть субъективная характеристика материального содержания деятельности органов МСУ и её объём во многом зависит от усмотрения самого законодателя.

В научной литературе все полномочия органов МСУ принято классифицировать по нескольким юр основаниям:

1. По содержанию

а) Общие полномочия органов МСУ

б) Конкретные полномочия

2. В зависимости от круга решаемых вопросов

а) Собственные полномочия органов МСУ по решению вопросов местного значения и

б) выделяется отдельные гос полномочия передаваемые органом МСУ органами гос власти
Согласно ФЗ № 131 в настоящее время единственными правовыми формами передачи органов МСУ отдельных гос полномочий является принятие соответствующих специальных федеральных либо региональных законов. Кроме того запрещается передача органом МСУ отдельных гос полномочий путём заключения с ними публичного договора, соглашения.
В самом тексте таких принятых специальных федеральных или региональных законов в обязательном порядке должны содержаться такого рода сведенья:

v полная официальное наименование и вид муниципального образования, которому передаются отдельные гос полномочия

v указания на объём и характер передаваемых органом МСУ отдельных гос полномочий

v Объём и конкретный перечень выделяемых органом МСУ материальных финансовых ресурсов на осуществление переданных отдельных гос полномочий в том числе путём их перечисления в форме бюджетной субвенции из федерального и регионального бюджетов

v Сроки исполнения названных полномочий

v Порядок предоставления отчётности и установления механизмов контроля со стороны гос органов за деятельностью органов МСУ

v Регулирование оснований и порядка досрочного прекращения переданных отдельных гос полномочий и наступление юр ответственности органов МСУ перед органами гос власти

В качестве примеров таких законов:

v О порядке передачи органам МСУ отдельных гос полномочий в сфере лицензирования розничного оборота этилового спирта и иной алкогольной продукции

v Закон Томской области «о передачи органам МСУ отдельных гос полномочий в сере опеки и попечительства»