Тема 3. Основные идеологии современности.


1. Либерализм (неолиберализм) – доминирующее идейно-политическое течение.

2. Консерватизм – идеология традиционных форм общественной жизни.

3. Социал-демократизм и другие идеологии нашего времени.

 

3.1. Либерализм (неолиберализм) – доминирующее идейно- политическое течение.

 

Либерализм рассматривает личность как единицу социума, которая достаточно автономна в своих действиях от государства. Теория либерализма подчеркивает особую роль индивида и его желаний. Государство в этой идеологии представляется лишь как институт своеобразного арбитража в момент конфликтов между индивидами, также государство предоставляет необходимую защиту для своих граждан от внешних и внутренних врагов. Но государство не вмешивается в социально-экономическую сферу деятельности своих граждан. Оно незаметно и проявляется только в период неразрешимых кризисов. Государство по теории либерализма всего лишь «ночной сторож». Индивиды участвуют в свободных экономических отношениях и сами устанавливают социальные нормы, однако, если низы в какой-то момент решат изменить ситуацию силовым путем, в дело должно вмешаться государство, задачей которого становится возвращение ситуации в прежнее русло. Таким образом, идеология либерализма имеет существенный недостаток: она не заботится о производителях, т.е. о большинстве населения. Их благополучие зависит только от морали предпринимателей, которые должны, но не обязаны, заботиться о своих сотрудниках. Кроме того, либерализм не может четко обозначить, где заканчивается свобода индивида и как поступать, если возникнет конфликт между несколькими индивидами. Также встает вопрос патриотизма. Универсальные права человека допускают возможность прихода в государство иностранцев, которые укоренясь в стране, не изменят своей ментальности и тем самым создадут общество, базирующееся на других, не либеральных ценностях.

Проблемы либерализма вызвали к жизни обновленную теорию – неолиберализм. Во второй половине XX в. стало ясно, что либерализм как идеология себя исчерпал, нужно было трансформировать идеологию, приспособив ее к новым условиям. Неолиберализм расширил сферу влияния государства на социум. Государство было допущено в социальную сферу, а также в сферу свободной экономики, но только в том случае, если это касается социальных элементов. Исчезло жесткое разделение на управляющих и управляемых. Сущностью политики стал консенсус тех и других. Правительство начинает ориентироваться на моральные нормы, вместо государства – «ночного сторожа» появляется государство «всеобщего благоденствия». Однако в неолиберализме остался ряд существенных черт либерализма: ориентация на публичные виды человеческой деятельности, отношение к морали как к частному делу индивида и др.

 

3.2. Консерватизм – идеология традиционных форм общественной жизни.

Консерватизм сложился как идеологический ответ на либерализм. Консерваторы предложили использовать накопленный опыт в качестве основной составляющей общества. Консервативные идеи утверждают, что прежняя система правления (независимо от ее целей) более предпочтительна, чем новая. Социальные порядки не должны трансформироваться, потому что последовательность и преемственность являются главными залогами развития общества. Основные ценности консерваторы видят не в свободной личности, автономном индивиде, а в традициях семьи, религии, государства. Консерваторы выступают против неконтролируемого развития свободной экономики, они считают конституцию высшим принципом, а индивидуальную свободу видят в добровольном подчинении законам государства. Однако в процессе прогресса принципы консерватизма трансформировались, в результате чего появились радикальные течения, такие как расизм, антисемитизм и др.

Кризис традиционного консерватизма в 1970-е гг. дал толчок появлению неоконсерватизма, который стал ответом на экономический кризис и массовые молодежные движения. Неоконсервативная идеология не отошла от классических консервативных ценностей – семьи и религии, также неоконсерватизм выдвинул доктрину моральной взаимоответственности общества и государства. Одним из основных элементов консерватизма стал тезис о социальной стабильности. Неоконсерваторы вписали в свою идеологию некоторые элементы либерализма (расширили представления о свободе личности, допустили большее, чем принято в консерватизме разгосударствление экономики и т.д.), что позволило идеологии укрепиться. В некоторых странах появились специфические модели неоконсерватизма, например, рейганизм в США или тетчеризм в Великобритании.

3.3. Социал-демократизм и другие идеологии нашего времени.

 

Социализм как идеология оформился в 19 в., хотя его элементы встречались и раньше. Социализм недооценивает или вовсе отрицает значение экономической свободы и конкуренции. При социализме равенство граждан представляется не как возможность каждому индивиду свободно конкурировать, а как нетрудовое перераспределение доходов и политическое регулирование. В социалистической идеологии государство выступает главным фактором и гарантом социального равенства, а политика зачастую доминирует над экономикой. Социализм оказался далеко не однороден. Например, югославский социализм, так называемый титоизм, делал акцент на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, стремление к рыночным отношениям, борьба с бюрократией. Китайский вариант социализма – маоизм – оказался более радикален. Он брал за основу сталинскую доктрину руководства и борьбы с внутренними врагами. Идеи маоизма популярны не только в Китае, но и ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Высшей стадией социализма является идеология коммунизма. Коммунизм является бесклассовым обществом, в котором существует только человек труда. Идея коммунизма очень привлекательна, но недостижима в силу своей идеализации.

После распада СССР социалистическая доктрина начала клониться к упадку, но в начале 21 в. она вновь обрела силу в Латинской Америке, где социалистических режимов с каждым годом становится все больше. Латиноамериканский социализм достаточно радикален и имеет много сторонников, т.к. его лозунги являются перспективными для бедных слоев населения, т.е. большинства жителей Латинской Америки.

Социал-демократизм появился изначально как левая идеология, отпочковавшись от марксизма. Однако в отличие от леворадикальных идей социал-демократизм смог впитать в себя элементы других, в том числе и оппозиционных теорий (либерализма и консерватизма). Социал-демократизм никогда не являлся ортодоксальной идеологией, что дало ему возможность быстроподстраиваться к изменившимся условиям. Эта идеология рассчитана на широкий круг населения, которое имеет достаточно индивидуальных свобод, но в то же время государство постоянно заботится о социально обездоленных гражданах. Разумный баланс между ролью государства и активностью индивида позволяет социал-демократизму иметь широкую базу и постоянно быть в ряду перспективных идеологий. Хотя в последнее время позиции социал-демократов на Западе пошатнулись из-за проблем с иммигрантами, но данная идеология достаточно успешно конкурирует с другими идеями.

В последнее время западные интеллектуалы утверждают, что политические идеологии исчерпали себя и должны уйти со сцены. "Конец идеологии" видится им в том, что для того, чтобы существовать, любая идеология основывается на силе и принуждении, т.к. одни и те же идеи не могут быть одинаково восприняты всеми. Таким образом, мир подошел к деидеологизации. Однако среди западных интеллектуалов существует и другая точка зрения. Она заключается в том, что даже общечеловеческие ценности, не говоря уже о региональных, понимаются в различных странах по-своему, т.е. в определенном государстве любое понятие воспринимается через призму собственных интересов, идей, установок. Поэтому не стоит говорить о деидеологизации, а нужно говорить о переидеологизации, т.е. замены одной идеологии другой. Некоторые исследователи утверждают, что идеология потеряла свое значение не как набор идей, а как форма их транслирования в общество. В результате того, что мир изменился и стал жить быстрее, старые идеологии не успевают за мировыми тенденциями, они становятся неповоротливыми и не могут поддержать ответ на внешний вызов, поэтому, считают некоторые аналитики, идеология, как конструкция, устарела и должна быть заменена политической рекламистикой, быстро создающей новые "нужные" образы и моментально реагирующей на изменение обстановки. В этом случае динамика идеологической рекламы может подорвать основы традиционных взглядов, поскольку традиции становятся в данном случае лишь тормозом на пути развития.