Тема 15. Журналистика как субъект деятельности СМИ


Журналистика порождает постоянные потребности в профессиональ­ных кадрах. Причем по мере развития журналистики, в связи с повыше­нием образовательного уровня аудитории, роста ее политической активности, расширением и углублением интересов и запросов в самых разных областях массовой информации неуклонно растут требования к уровню профессиональной подготовки.

Талант в сочетании с необходимым «набором» профессиональных дан­ных, образованностью и ответственностью вообще встречается нечасто, тем более в гармоническом единстве. А ведь надо еще иметь в виду, что кроме общепрофессиональных качеств журналист ценится за уникальные, только ему присущие особенности. Поэтому чрезвычайно остро стоит во­прос о профессиональном самоусовершенствовании журналиста, о само­критичном анализе его деятельности в условиях постоянного и возраста­ющего дефицита времени и изменяющихся требований к журналистике.

Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. И эта совокупность профес­сиональных черт всегда привлекала к себе пристальное внимание. Не слу­чайно уже на заре российской журналистики первую сводку черт личности и правил поведения журналиста сделал М. В. Ломоносов в знаменитом сво­ем «рассуждении», известном как «Диссертация о должности журналиста». И в дальнейшем многие крупные журналисты писали о своеобразных чер­тах, особенностях труда, радостях и трудностях своей профессии.

Если попытаться в сводном виде при строгом разграничении особых областей описать мир личности журналиста, то в качестве «ядра» лично­сти как главные следует выделить мировоззренческие, социально-поли­тические позиции, соседствующие и взаимодействующие со сферой про­фессиональных склонностей, реализовать которые можно при наличии определенного рода и уровня способностей. Успешную деятельность, проявляющуюся как реализация позиций, склонностей, способностей, обеспечивают: совокупность личностных свойств, система освоенных знаний, полученные в практике навыки и опыт. «Внешний» слой, как бы скрепляющий весь мир личности журналиста, составляет область ответст­венности за профессионально-творческую самореализацию, за самосо­вершенствование и развитие личности, за самоотдачу в служении обще­ству.

Иначе говоря, журна­лист может «состояться» только при условии, если претендующий на эту роль человек обладает всеми названными качествами (хотя бы в мини­мальной степени). Ведь отсутствие или слабое развитие таких качеств, как, например, ответственность или способности, серьезно (а в крайнем случае и полностью) блокирует проявление других качеств, и журналист оказывается «несостоявшимся». Нельзя назвать журналистом человека, который не считает себя ответственным перед аудиторией за удовлетво­рение ее нужд, не считает себя обязанным «работать на нее», пренебре­гает этическими и правовыми нормами, если его знания, опыт и личност­ные свойства, вполне развитые для выполнения профессиональных обязанностей, «накладываются» на неразвитость социальной позиции или, более того, на политическую беспринципность.

Таким образом, в теории надо видеть единство этих качеств журналиста, а на практике - стремиться к максимально гармоничному их развитию. Недостаток развития тех или иных свойств и дисгармония между ними ве­дут к существенным нарушениям требований профессии в процессе фор­мирования работников СМИ. Так, например, доктринеров формирует жест­ко заданная, негибкая (хотя, может быть, и широко развитая) социальная позиция, почвой для которой являются слабые творческие способности, недостаток интеллекта, отсутствие смелости (так необходимой для изме­нения взглядов в связи с переменами в закономерностях действительнос­ти), слепая вера в однажды усвоенные идеи. А позиция журналистов-при­способленцев характеризуется слишком легким отношением (а иногда и полным пренебрежением) к тому, что называется принципами, циничным отношением идеалам и ценностям, желанием услужить очередному «хо­зяину» (при этом не всегда на первый план выступает материальный инте­рес). Парадокс заключается в том, что и догматик, и приспособленец при определенных обстоятельствах могут служить «добру, истине и справед­ливости». Но в любом случае в их произведениях будут ощущаться натяну­тость, искусственность, заданность, хотя при этом в них можно усмотреть ростки таланта, проблески ума, определенные способности, знания и т.д.

Творческих индивидуальностей, в которых более или менее сбалансированно проявляется вся совокупность необходимых качеств, может быть множество типов, в каждой отдельной творческой личности эта гармония нова и своеобразна. Но в любом случае какие-то отдельные черты и свойства проявляются ярче, чем другие. Так, одни больше опираются на рациональное, другие - на образное мышление; одни - на строгое дока­зательство, другие - на изложение деталей и подробностей; кто-то мо­билизует свои преимущества в прогностической сфере, а кто-то - в ис­торических аналогиях и т.д. и т.п.

Эти индивидуальные различия (при более или менее сбалансирован­ном проявлении всех качеств) не только неизбежны, но и необходимы для жизни редакционного коллектива как живого организма. Редакция тогда представляет собой подлинный коллектив, когда его отдельные чле­ны как оркестранты ведут свои особые «партии» на своих различных «ин­струментах» и под руководством редактора-дирижера создают «симфо­нию» номера или выпуска. В таком коллективе позитивные и уникальные свойства каждого усиливаются, проявляются максимально активно, а не­достатки и слабости купируются, восполняются деятельностью и индиви­дуальностью коллег.

Таким образом, каждый журналист должен стремиться видеть себя в коллективе (а не в «совокупности» сотрудников) и, формируясь как «про­фессионал вообще», особое внимание обращать на развитие своих инди­видуальных, уникальных возможностей и качеств. Так, например, каждый журналист должен уметь работать оперативно, но при этом один может и хочет работать «с колес», максимально быстро готовить материалы «в но­мер», другой предпочитает основательную работу над крупными, развер­нутыми материалами и потому выступает реже. Даже журналисты-оди­ночки, работающие вне коллективов («независимые», «фриланс» - от англ. free lance «нештатный журналист», букв. «вольный, свободный стре­лок»), так или иначе соотносят свои возможности с характером и нужда­ми определенных редакций СМИ.

Склонности являются как бы «запускающим механизмом» при форми­ровании журналиста. Будучи характеристикой стремления, внутренней расположенности к сфере деятельности, они обладают определенной силой и мотивацией. Сила склонности может быть расположена в диапазоне от поверхностного, обусловленного какими-то внешними причинами желания оказаться «внутри» мира журналистики, до страстного стремле­ния, заставляющего преодолевать все возникающие на пути к овладению профессией препятствия, притом не только внешние, но и внутренние, вплоть до восполнения «недоданного» природой. Конечно, хорошо, если склонности «подтверждены» и способностями и соответствующими лич­ностными качествами, но и при нехватке природных задатков склонность может максимально купировать эти недостатки работой над собой.

Стремление к максимально эффективной работе в массово-информа­ционной сфере, желание принести реальную пользу в избранном поле деятельности, забота о реализации представляемой журналистом соци­альной позиции, соединение познавательных усилий с практическим вмешательством в реальную жизнь, нацеленность на решение социаль­ных проблем, как бы остры и «неподъемны» они ни были, и т.д. - вот где лежит основная сфера мотиваций. При этом в рамках доминирующих мо­тивов «для общества» субординация конкретных стремлений (желание быть прежде всего «ловцом новостей», «разгребателем грязи», добиться конкретно-практических организационных результатов и т.д.) может быть разной в зависимости от индивидуальных особенностей журналис­та и, конечно, от нужд редакций. Последняя причина иногда заставляет «наступать на горло собственной песне» - ведь журналисту надо вести свою «партию» в рамках деятельности «оркестра» редакции.

Способности - это особенности личности, которые являются субъек­тивными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они проявляются в степени быстроты, глубины и прочности овладения необходимыми умениями, характерными для конкретной деятельности, на основе освоения знаний и осмысления опыта (своего и чужого). Способности бывают разного «ранга». Для большинства людей нор­мой являются средние способности. Если же они помогают созданию та­ких «продуктов» деятельности, которые отличаются новизной, ориги­нальностью, совершенством и эффективностью, то их называют талантом. Способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенство­вания и шлифовки. Не случайно говорят, что у талантливого человека 5% данных от бога, а 95 % - от неустанной работы над собой. Важно, чтобы способности получили полное развитие и практическое применение.

Использование склонностей и способностей, их характер и направ­ленность во многом зависят от особенностей третьей составляющей «ядра» личности профессионала - его социально-мировоззренческой, общественно-политической позиции, системы установок и ориента­ции. Это своего рода «стержень» личности, «направляющая» при реали­зации его склонностей и способностей. Именно социально-мировоз­зренческая позиция определяет содержательный смысл деятельности, характер понимания журналистом действительности, его представление о «желаемом будущем», путях движения к нему и средствах достижения идеала. Журналист прежде всего должен «занять позицию» - вырабо­тать (и постоянно в процессе жизни «подрабатывать» или «перерабаты­вать») системы как ближних, так и перспективных ориентиров.

Позиция эта может быть самой разной как в мировоззренческих ком­понентах (материалистическая и идеалистическая, субъективистская и объективистская, марксистская и немарксистская, атеистическая и рели­гиозная, экзистенциалистская и позитивистская и т.д.), так и в социаль­но-политических составляющих, диапазон которых - от «ультраправых» до «ультралевых». Разумеется, ответственность журналиста за выбор вы­сока - ведь ни ему, если он стремится действительно способствовать со­циальному прогрессу, ни журналистским коллективам, ни аудитории не безразлично, каких взглядов он придерживается, на какие цели направ­лены его склонности и способности.

Социально-мировоззренческая устойчивость проявляется как прин­ципиальность журналиста, реализуемая открыто или латентно, «в подтек­сте». При этом принципиальность, как известно, вовсе не равнозначна догматизму, хотя и исключает бесхребетное приспособленчество. Следо­вание реалиям жизни, гибкость, умение пойти на компромисс - все это не исключает принципиальности, наоборот, принципиальность не исключа­ет и толерантности (терпимости) по отношению к коллегам-противникам, и умения вносить изменения в свою позицию по мере изменений, проис­ходящих в действительности.

Таким образом, выработка твердой позиции требует неустанной рабо­ты над собой: «ядро» личности профессионала состоит не из раз и на­всегда сложившихся качеств - они должны постоянно развиваться.

Этой работе над собой могут способствовать или препятствовать раз­личные личностные свойства и возможности журналиста. Интеллектуаль­ные качества занимают, пожалуй, ведущее место среди других его качеств, хотя и не менее важных. Интеллект (лат. intellectus «понимание, рассудок, разум») - система мыслительных способностей человека, уровень его ум­ственного развития. Поскольку главное для журналиста - разбираться в явлениях жизни, ум, ясность мысли, способность к рациональному пости­жению действительности оказываются ключевыми в его личностных каче­ствах. Конечно, для интеллекта важно накопление знаний, но главное - интеллектуальная активность, сообразительность, смелость мысли, умение оперировать знаниям и, «прикладывать» их к жизни, чтобы верно понимать и оценивать ее явления, вырабатывать представление о «необходимом» и «желаемом будущем», определять пути движения к нему. При этом для журналиста важно умещение искать и находить нужные сведения, опреде­лять их «приложимость» к рассматриваемым явлениям, проводить «интел­лектуальные операции» быстро, целостно, с учетом особенностей иных су­ществующих подходов.

Журналист должен быть осмотрительным в суждениях, открытым для поправок и дополнений, уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей. Он должен также владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики. И все это - в условиях постоян­ного дефицита времени, толкающего к поспешности.

Для журналиста необходимо развивать также черты образного мыш­ления и видения явлений действительности. Ведь для того, чтобы пере­дать картину событий и запечатлеть облик персонажей текущей истории, важно замечать и фиксировать характерные детали и подробности. Ин­теллектуальный потенциал изложения необходимо дополнять красочно­стью, «живостью», приемами художественной образности. Для этого важ­но постижение законов художественного творчества, усвоение накопленного опыта, искусства, вообще художественной мысли.

Успех журналиста во многом зависит от особенностей эмоционально-психологического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является «любопытство», обращенность психики вовне (жур­налист - экстраверта а не интраверт), стремление расследовать события и факты. Желание докопаться до истины требует мужества - и не столько мужества мысли, сколько отсутствия боязни возможных преследований, угроз, опасностей в ходе поиска и после публикации информации.

Наряду с мужеством профессия журналиста требует (и в этом нет противоречия) наличия таких черт, как доброта, отзывчивость, чуткость» низкий «болевой порог», умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя, и антигероя, памятуя, что «чистых» злодеев и анге­лов не бывает. Холодное равнодушие, безразличие, высокомерие, пре­небрежительное отношение к людям, конечно, несовместимы с журна­листской деятельностью. Очень важны общительность, стремление понять даже противника, быстрота реакции, умение сосредоточиться, работать в трудные условиях, собранность, находчивость, мобильность и вместе с тем - психологическая устойчивость в ходе «информационных столкновении» в полемике, дискуссиях, часто конфликтных и острых. Причем толерантность в ходе выяснения истины не исключает нетерпи­мости к извращению истины, решительности в отстаивании своей позиции. Говоря другими словами, профессия журналиста обязывает оттачивать, мобилизовывать и развивать качества бойца - одновременно решитель­ного и доброжелательного, терпимого и настойчивого.

Безусловно, журналист должен обладать и определенными физически­ми данными, выносливостью, работоспособностью, особенно необходи­мыми в экстремальных условиях, готовностью переносить лишения («трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете») и т.д.

Однако идеальный по «набору» и «интенсивности» спектр качеств встречается редко. Поэтому ощущение своих недостатков журналистом в результате постоянного самоанализа - отправная точка как для самораз­вития, так и для поиска в редакционной жизни такой «ниши», в которой наиболее полно проявились бы его наличные возможности и купировались бы слабые качества. И тут очень значимы подбор и уровень подго­товки (профессионализма) работников СМИ, характер их взаимоотноше­ний в редакции, мера коллективизма в сознании и поведении.

Система знаний, необходимых в профессиональной деятельности журналиста, с трудом поддается описанию, тем более составлению каких-либо перечней. Принципиально же важно выделить три области в «знаньевой» структуре личности журналиста.

Во-первых, это такая «обширность познаний» в самых разных облас­тях, которая обычно называется энциклопедизмом. Высокая общая куль­тура журналиста - это не только требование, предъявляемое специалис­ту профессией, и не просто свидетельство его интеллигентности. Конечно, требование профессии - прежде всего. В любой жизненной си­туации журналист должен разбираться как в целостном, и потому облада­ющем многими гранями явлении, а следовательно, и система знаний должна быть такой, чтобы можно было понять каждую из них в отдельно­сти и в системных связях и зависимостях. Поэтому журналист (как и по­литик) обязан владеть «универсальным ключом» в познании жизни, а это достижимо лишь при энциклопедической образованности.

Во-вторых, это область профессионально-журналистского знания. Ко­нечно, обладающий определенными склонностями и способностями человек может овладеть премудростями профессии в повседневной редакционной практике и в процессе самообразования. Но в современных условиях вслед­ствие трудности задач, решаемых журналистикой, в силу сложности самого журналистского труда, а потому повышенного требования даже к начинаю­щим журналистам возрастает «наукоемкость» журналистики. А это неизбеж­но ведет к необходимости обязательной специализированной подготовки, подготовки системной, включающей знания по теории, истории, социологии журналистики. Только серьезная профессиональная подготовка способна противостоять поверхностности, к которой толкают условия работы в журна­листике, и односторонности, когда в журналистику приходят люди с нежур­налистским образованием. Самой жизнью вызвана необходимость в расши­рении базового университетского, а также послеуниверситетского образования, различных форм повышения квалификации и т.д. При этом в журналистике работает все больше специалистов, получивших ученую сте­пень, - кандидатов и докторов наук.

В-третьих, это сфера специальных знаний, связанных с той областью жизни, которой непосредственно занимается журналист как узкий специ­алист. Следует учитывать, что область компетенции журналиста как узко­го специалиста требует специальной подготовки: с одной стороны, более широкой, чем, например, у инженера-механика или экономиста-междуна­родника, - надо быть инженером или экономистом в широком смысле; с другой - инженерные или экономические проблемы журналист рассмат­ривает под социально-политическим углом зрения, поэтому нужны и со­ответствующие акценты в специальной подготовке.

«Знаньевый» мир журналиста, как бы широк и объемен он ни был, все же в конкретных ситуациях часто оказывается недостаточным для успеш­ной деятельности. Причин здесь несколько. Во-первых, накопленные че­ловечеством знания огромны и одному человеку не под силу овладеть ими в большом объеме; во-вторых, в каждом конкретном случае все равно не­обходим «добор» сведений. Поэтому крайне важно уметь постоянно по­полнять знания, овладевать навыками уметь учиться. Только в этом случае мир знаний журналиста окажется уникальным. И если этой уникальности соответствуют своеобразные личностные черты и свойства, особенности склонностей и способностей при специфической социально-мировоззренческой позиции, то складывается неповторимая творческая личность. Все знания и качества журналиста закрепляются в опыте практичес­кой деятельности и проверяются на «работоспособность» в ходе профес­сиональной деятельности. Поэтому в системе журналистских навыков все составляющие мир журналиста профессиональные качества находят как бы интегральное выражение. Опыту нельзя научиться - можно учиться на опыте: своем и чужом, в процессе практической деятельности и через осмысленный и снятый в научном знании: «Учись, мой сын: наука сокраща­ет нам опыты быстротекущей жизни...» (Пушкин) - эту глубоко верную мысль стоит помнить постоянно.

В практической деятельности, основанной как на непосредственном личном опыте, так и на опыте, опосредованном знанием, проявляется ме­ра ответственности журналиста перед собой, редакцией, корпорацией журналистов, всем обществом, описываемая системой деонтологических принципов и норм. Деонтология (греч. deon «должное» + logos «учение») - система представлений, характеризующая профессиональный долг жур­налиста (как в других областях - медика, юриста, бизнесмена, служителя правопорядка и т.д., - где профессиональная деятельность связана с ши­роким общением с людьми) по всему спектру его свойств, проявляющихся в творческой деятельности. Само вступление в журналистский корпус предполагает, что он принимает на себя широчайший круг обязанностей.

Основой при этом является сознание своего долга перед обществом за максимально эффективное участие в информационном «обслуживании» аудитории, основанном на всей системе требований к современным СМИ.

Деонтологической нормой поэтому является ясное самосознание журналиста, что проявляется в самокритичной оценке всех «составляю­щих» его личности как профессионала, направленной на всестороннее самосовершенствование, начиная со склонностей и способностей и кон­чая формированием своего личностно-профессионального имиджа.

Нет ничего такого в облике журналиста, что не требует деонтологического анализа и принятия решений. Даже такие «мелочи», как манера оде­ваться, говорить, общаться с окружающими и т.д., поскольку они отража­ются на характере и мере выполнения профессионального долга, требуют деонтологической самооценки и в необходимых случаях «исправления».

Главное же - принципиальное - требование деонтологии касается формирования такой социальной позиции и такой ее реализации, чтобы творческая деятельность способствовала социальному прогрессу в рам­ках гуманистической направленности и достижению на этой базе соци­ального согласия.

Выработка гуманистической ориентации в том или ином ее варианте требует от журналиста активности в познавательной сфере. Его долг - знакомиться с различными социальными концепциями и ответственно выбирать и формировать свой взгляд на нужду общественного развития и пути достижения «желаемого будущего».

А все это связано с совершенствованием и развитием тех личностных качеств (интеллектуальных, волевых, нравственных и др.), которые обес­печивали бы успех деятельности. Разумеется, то же касается общегума­нитарных и специальных знаний, составляющих «знаньевую» основу и поддержку творческой деятельности.

Деонтологической нормой является также анализ собственного опы­та журналистской деятельности, равно как и деятельности журналистов других СМИ в перспективе совершенствования творческих навыков и умений по реализации осознанной социальной позиции.

Интегративным выражением деонтологического сознания и соответ­ствующего принятым деонтологическим принципам поведения является характер осознания своей ответственности - гражданской, этической, юридической - и уровень ее реализации в повседневной практике.

Деонтологические нормы и принципы живут не только в сознании журналистов и трудах ученых, но и фиксируются во многих документах -различного рода кодексах, актах, хартиях (кстати, кодекс чести рыцарей возник в XII в., позднее - кодексы офицеров, медиков, юристов, ремес­ленников, купцов, в наше время - практически во всех сферах обществен­ной деятельности). В силу различий профессиональных ролей (редакто­ров, владельцев, репортеров и т.д.) и социальных позиций различных СМИ таких документов существует множество. Но при всех различиях сущест­вуют и должны поддерживаться всем журналистским сообществом основ­ные деонтологические заповеди.